Из приведенных ниже формул выберите формулу цветка бобовых

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить формирование представления о много­образии цветковых растений; познакомить с отличительными признаками растений семейства бобовые; научить составлять морфологическое описание растения, давать его систематиче­скую характеристику; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, умения распознавать растения с опре­делителем или определительными карточками.

Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс дву­дольные, семейство бобовые (гороховые); цветок мотылькового типа, неправильный цветок; формула цветка, диаграмма цветка, способы опыления и способы распространения семян; подсемей­ства мимозовые, цезальпиниевые, бобовые; азотфиксирующие бактерии, симбиоз.

Актуализация знаний

Ответьте на вопросы.

Какие растения относятся к семейству розоцветные?

Каково основное направление использования этих растений в жизни и хозяйственной деятельности человека?

Какие признаки являются ключевыми при объединении этих растений в одно семейство?

Какие плоды встречаются у растений этого семейства?

Какие соцветия встречаются у растений этого семейства?

Какова формула цветка растений семейства розоцветные?

Какие лекарственные растения этого семейства вы знаете?

При каких заболеваниях используются эти растения?

Какие жизненные формы характерны для растений этого семейства?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Вспомните, какие семейства растений класса двудольные мы уже изучили. (Семейства крестоцветные и розоцветные.)

Как вы думаете, за что оно получило такое название? (От­веты учащихся.)

Это название семейства возникло благодаря сходству цветка бобовых с мотыльком. Бобовые — одно из самых многочисленных семейств цветковых растений. К нему относится около 17 000 ви­дов растений (по некоторым данным, 13 000) из почти 700 родов (по некоторым данным, из 500). На территории России произ­растает около 65 родов и более 1800 видов растений семейства бобовых. При этом 23 вида из них занесены в Красную книгу.

Вспомните, сколько видов относится к семействам розо­цветные и крестоцветные. (Число видов растений этих се­мейств — около 3000.)

Скажите, во сколько раз количество видов крестоцветных и розоцветных меньше бобовых. (Примерно в 5,5 раза.)


Растения этого семейства распространены на всех континен­тах земного шара, от тропиков с сухим климатом до территорий с умеренным и даже холодным климатом.

Среди растений этого семейства встречаются самые разнооб­разные жизненные формы, такие, как деревья, кустарники, полуку­старники, лианы, однолетние и многолетние травы. Характерно, что большинство травянистых растений этого семейства сосредо­точено в умеренном и холодном климате, а значительная часть де­ревьев и кустарников — в тропических и субтропических областях.

Вспомните, какой признак строения растений являлся важ­нейшим при объединении розоцветных и крестоцветных в одно семейство. (Строение цветка.)


При объединении растений семейства бобовые строение цвет­ка также играет наиболее важную роль. Цветок у растений данно­го семейства мотылькового типа, неправильный.

Каковы особенности неправильных цветков? (Неправильны­ми называют цветки, имеющие только одну ось симметрии.)

Если провести ось симметрии и вращать цветок вокруг своей оси, его контуры совпадут с первоначальными только при про­хождении полного круга (360°). Околоцветник двойной. Чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков. Венчик состоит из 5 неод­нородных лепестков. Цветок бобовых часто сравнивают с корабли­ком. Верхний лепесток обычно самый большой. Его называют па­русом, или флагом. По бокам от него расположены два свободных лепестка поменьше. Их называют веслами (иногда — крыльями). Два нижних лепестка срослись верхушками и имеют вид лодочки.

Для некоторых родов характерно срастание между собой не только лепестков лодочки, но и весел, а иногда и паруса (на­пример, клевер). Тычинок обычно 10, 9 из которых срастаются ты­чиночными нитями, образуя тычиночную трубку, а одна остается свободной. У некоторых видов растений семейства происходит срастание всех тычинок (например, люпин) или же тычинки могут оставаться свободными. Пестик у растений семейства бобовые всегда один.


Рассмотрите изображение цветка бобовых на таблицах, а также в учебнике и попробуйте написать формулу этого цветка. (Один из учеников пишет формулу цветка бобовых на доске, класс проверяет и исправляет ошибки. Учитель помогает и дополняет.)

Формула цветка большинства видов растений семейства бобо­вые (цветка мотылькового типа) выглядит так: ЛЧ(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1.

Цветки могут быть как одиночными, так и собранными в соцве­тия. Среди соцветий наиболее часто встречаются кисть (донник, люпин), головка (клевер), простой колос.

Как вы думаете, каковы причины такого непростого уст­ройства цветка? (Ответы учащихся.)

Назначение такого сложноустроенного цветка состоит в том, чтобы принудить насекомое по пути к нектару испачкаться в пыльце и, соответственно, перенести ее на пестик. Поскольку цветки собраны в соцветия или расположены недалеко друг от друга, вероятность перекрестного опыления резко возрастает.

Для бобовых характерно разнообразие опылителей и, соответ­ственно, множество приемов опыления. Они опыляются в ос­новном пчелами и бабочками, реже — птицами, иногда — руко­крылыми (летучими мышами). Но встречаются ветроопыляемые растения или самоопыляемые. В общем, опыление достигается всеми возможными способами.

Для многих растений семейства характерно появление особых приспособлений цветков для опыления конкретным способом или определенными видами опылителей. Например, цветки клевера имеют такое строение, что достать нектар могут насекомые только с длинным хоботком, например шмели.

Как вы считаете, каким должен быть плод растений семей­ства бобовые? (Ответы учащихся.)

Плод растений этого семейства называется бобом. Он чаще всего бывает одногнездный, многосеменной, раскрывающийся двумя створками или распадающийся на отдельные членики. Но у не­которых растений образуется нераскрывающийся односеменной плод (клевер).


Вспомните, каково строение плода боб.

Нарисуйте строение плода боб. (Один из учеников рисует на доске, другие при необходимости исправляют ошибки и неточности.)

Нарисуйте строение плода стручок. (Один из учеников ри­сует на доске, другие при необходимости исправляют ошиб­ки и неточности.)

В чем состоит отличие в строении плода боб от плода стру­чок? (Ответы учащихся.)

Плод боб одногнездный, семена у него прикрепляются к стен­кам плода. А плод стручок двугнездный, семена у него прикреп­лены к перегородке посередине плода.

Для растений какого семейства характерен плод стручок? (Для растений семейства крестоцветные.)

Семена бобовых растений почти всегда без эндосперма, с мяси­стыми семядолями. Зародыш в семенах очень крупный.

Какое количество семядолей у этих семян? (У семян бобо­вых две семядоли, так как эти растения относятся к классу двудольных.)

Какова функция мясистых семядолей? (В них запасаются питательные вещества, необходимые зародышу в первое время после его прорастания, пока у него не сформируется собствен­ная корневая система.)

Способы распространения семян у бобовых разнообразны. Некоторые виды не нуждаются в дополнительных посредниках, и семена разбрасываются или просто опадают сами. У других ви­дов бобовых семена разносятся птицами, грызунами, муравьями или ветром. Листья у подавляющего большинства видов сложные с крупными прилистниками. Чаще всего встречаются тройчатые листья (клевер), перистые (горох, акация, вика), пальчатые (лю­пин). У многих видов листья видоизменены в усики.

У каких видов растений семейства бобовые листья превра­тились в усики? (Например, у гороха.)

Листорасположение чаще всего очередное. Корневая система у большинства видов стержневая. Для всех представителей бо­бовых характерно наличие на корнях особых клубеньков, в кото­рых селятся азотфиксирующие бактерии. Эти бактерии способ­ны усваивать газообразный азот из атмосферы и превращать его в соединения, доступные для растений.


Как образуются клубеньки на корнях бобовых? (Бакте­рии из почвы проникают в клетки корней бобовых растений через корневые волоски. Они вызывают деление и увеличение размеров клеток, в результате чего и образуются подобные видоизменения корней в виде клубеньков.)

Подумайте, являются ли эти бактерии паразитами или это сожительство взаимовыгодное. (Взаимовыгодное.)

Правильно. Бактерии получают постоянное место жительства, защиту и дополнительное питание в виде углеводов и других про­дуктов метаболизма, а растение обеспечивается минеральными веществами.

Все органы бобовых богаты веществами, содержащими азот. В частности, в семенах содержится большое количество белка. По количеству этого вещества бобовые превосходят зерновые культуры более чем вдвое. В зернах пшеницы содержится до 12%, а в фасоли — до 25% легкоусвояемого, как в говядине, белка, а в семенах сои — до 45%. Именно поэтому растения этого се­мейства так ценны для людей, придерживающихся диетического питания.

После уборки урожая бобовых в земле остаются корни этих растений, благодаря чему почвы обогащаются азотом. Семейство бобовых принято подразделять на три подсемейства: мимозовые, цезальпиниевые и собственно бобовые, или мотыльковые. Самым многочисленным является подсемейство бобовых. Из 700 родов семейства бобовых к нему относится около 500, а из 17 000 ви­дов - 12 000.

Семейство Бобовые

Биология 6 .Семейство Мотыльковые Бобовые

Семейство Мотыльковые Бобовые

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

В этом уроке мы рассмотрим важные с практической точки зрения семейства двудольных растений: бобовые (мотыльковые) и пасленовые.

Наряду с зерновыми культурами они составляют основу продовольственной корзины для жителей средних широт.

Достаточно назвать такие культуры, как горох, фасоль, соя, картофель, томат и т.д.

А еще мы уделим внимание самому многочисленному семейству покрытосеменных - сложноцветным или астровым.

Семейство бобовых (мотыльковых)

Семейство бобовых - одно из самых многочисленных среди двудольных.

Оно объединяет порядка 950 родов.

А подсемейство мотыльковых насчитывает более 12 тысяч видов.

Семейство представлено деревьями, лианами, кустарниками и травянистыми растениями.

Важные пищевые бобовые растения:

пищевые бобовые растения

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Горох выращивают как зернобобовую, овощную и кормовую культуру.

Он содержит 35% белка, до 50% крахмала, 1,5% жира, витамин С, поэтому является ценной культурой.

Но большое количество белка содержится не только в их семенах, но и во всех вегетативных органах, поэтому они являются важнейшим кормом для животных.

Горох посевной имеет усики, они являются видоизмененными листьями.

семейство бобовых

Многие из вас любят арахисовую пасту, думая, что она сделана из орехов.

А на самом деле арахис не является орехом, а относится к семейству бобовых, и его плод называется боб, а не орех.

У цветка арахиса, появляется вырост (гинофор), который врастает в почву и на нем образуются плоды- бобы арахиса, которые дозревают в почве.

Одно растение может дать от 30- 40 бобов арахиса

Кормовые бобовые вместе со злаками и сахарной свеклой составляют основу для животноводства.

Наиболее ценные корма получают из:

Кормовые бобовые

Ряд бобовых растений имеет применение в медицине:

Основные признаки семейства бобовых:

  • очередные листья с прилистниками, обычно сложные (тройчатые, пальчатые, перистые), иногда простые
  • цветок особой формы, напоминающий парусное судно или мотылька
  • околоцветник двойной, чашечка образована 5 сросшимися чашелистиками, венчик состоит из 5 лепестков, нижние из которых срастаются и называются лодочкой, 2 боковых - крылья или весла, а наиболее крупный верхний - парус или флаг
  • единственный пестик окружен 10 тычинками, 9 из которых обычно срастаются
  • характерные для бобовых соцветия - кисть и головка
  • плод у мотыльковых носит ботаническое название боб (не путать со стручком, который характерен для крестоцветных)

Основные признаки семейства бобовых

Ботаники для удобства работы и наглядности стали использовать формулы и диаграммы цветка, у цветов семейства бобовых формула выглядит следующим образом:

  • Ч- чашелистиков (5), если цифра в скобках - это значит, что чашелистики сросшиеся
  • Л- лепестки 1 лепесток- парус, 2 лепестка- весла, (2) лепестка сросшихся- лодочка
  • Т- тычинки 9 сросшихся тычинок, 1 свободная тычинка
  • П- пестик один

Бобовые растения образуют симбиоз с азотфиксирующими бактериями, проникающими в их корневую систему.

Растения поглощают атмосферный азот, а бактерии помогают усвоить его, что в итоге дает возможность синтезировать полезные питательные вещества, например, белки.

Азотфиксирующие бактерии вызывают разрастание корней с образованием клубеньков.

В итоге все части растения становятся богаты азотом и после отмирания могут служить ценным сырьем, используемым для рекультивации земель.

Клубеньки на корнях бобовых образованы азотфиксирующими бактериями:

Клубеньки на корнях бобовых образованы азотфиксирующими бактериями

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Семейство паслёновых

К семейству паслёновых относят примерно 2700 видов и около 100 родов.

Большинство представителей - травянистые растения, но есть также кустарники и небольшие деревья.

Важные сельскохозяйственные культуры семейства паслёновых:

  • картофель
  • томат
  • баклажан
  • стручковый перец

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Почти все паслёновые накапливают в вегетативной массе различные отравляющие вещества, преимущественно алкалоиды.

Одно из наиболее распространенных - соланин.

Он содержится и в картофеле, за исключением клубней.

Но, если клубень картофеля подвергнуть освещению, он позеленеет и в нем также начнет накапливаться соланин.

Зеленые клубни картофеля есть категорически нельзя, так как употребление большого количества соланина может вызвать острое отравление и даже смерть.

Важнейшие из паслёновых

Среди дикорастущих растений у нас часто встречается паслен черный, повсеместно засоряющий сады и огороды.

Декоративные растения семейства паслёновых:

Ядовитые дикорастущие растения этого семейства:

  • белена
  • мандрагора
  • красавка-белладонна
  • дурман

Ядовитые из паслёновых

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Все органы большинства пасленовых содержат ядовитые вещества, главным образом, соланины.

В Древнем Египте женщины закапывали сок белладонны в глаза, при этом расширялись зрачки и взгляд становился более привлекательным.

Даже сейчас вещества этого растения применяют в медицинской практике для расширения зрачка.

Одно из ядовитых, но, тем не менее, культивируемых растений семейства паслёновых - табак.

Он используется в табачной промышленности и для приготовления инсектицидных препаратов.

Табак содержит отравляющий алкалоид - никотин.

Курение табака- опасное пристрастие, вызывающее нарушения в работе внутренних органов (сердца, легких и др.).

Курящие люди намного чаще страдают от тяжелых заболеваний, среди которых наибольшую опасность представляют раковые опухоли.

Ядовитые паслёновые не рекомендуется брать в руки, хотя многим из них находят применение в медицине.

Схема строения и формула цветка семейства паслёновых

Значение семейства пасленовых:

  • высокая урожайностью клубней, что важно для продовольственной сферы
  • большое содержание в растениях крахмала (около 20%)
  • хороший корм для домашних животных (коров, свиней и других)
  • получение ценных веществ патоки (применяется в кондитерской промышленности) спирта, крахмала, лекарственных веществ
  • пища для человека (картофель, перцы)

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Характеристика семейства сложноцветных (астровых)

К нему относят более 30 тысяч видов, распределенных примерно по 2000 родам.

Соцветие астровых - корзинку можно принять за целый цветок.

На самом деле, в таком соцветии присутствуют цветки двух типов: ложноязычковые по краю и трубчатые в центре.

Соцветие астровых

Основные признаки семейства астровых:

  • чаще простые, преимущественно очередные (иногда супротивные) листья, имеющие разнообразную форму (надрезанные, рассеченные, опушенные и т. д.)
  • цветки мелкие собраны в характерное соцветие - корзинку, защищенную снаружи обверткой из прицветных листьев
  • сами цветки пятерные, чашечка развита редко, обычно представлена волосками и щетинками, образующими хохолок
  • венчик образован 5 сросшимися лепестками, тычинок тоже 5, они прикреплены к трубочке венчика, пыльники срастаются в трубку, окружающую единственный столбик завязи
  • плод у сложноцветных - семянка, часто имеющая приспособления к распространению ветром или животными

Семена одуванчика отлично приспособлены к распространению ветром.

одуванчик

Цветки сложноцветных бывают четырех типов:

  • трубчатые — обоеполые, правильные. У бодяка полевого корзинка образована исключительно трубчатыми цветками.
  • ложноязычковые - исключительно пестичные, часто бесплодные цветки, имеющие вид длинного язычка.Обычно расположены по окружности корзинки. Как правило, имеют отличный от основных трубчатых цветков цвет. Их функция- привлечение насекомых опылителей. Примеры: ромашка, подсолнечник.
  • воронковидные- бесполые цветки, привлекающие насекомых. Воронковидный венчик имеет 5 зубцов. Это также краевые цветки в соцветии. Имеются, например, у василька.
  • язычковые- обоеполые цветки, имеющие плоские венчики, образованные 5 сросшимися лепестками. Обычно занимают все ложе соцветия. Пример- одуванчик.

Основные типы цветков сложноцветных

трубка из сросшихся лепестков расщеплена и образует язычок с пятью зубчиками

  • ложноязычковые цветки Л(5) Т0 П1 отличаются от язычковых цветков тем, что на язычке их только 3 зубчика
  • воронковидные цветки Л(5) Т0 П0

Участвующие в размножении цветки обычно невзрачные и собраны в центре соцветия - корзинке.

А по краям соцветия корзинка расположены крупные воронковидные или язычковые цветки, для привлечения насекомых опылителей.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Представители семейства сложноцветных

Основная масса представителей семейства сложноцветных имеет травянистую жизненную форму, но встречаются и кустарники, и даже рослые деревья.

Сложноцветные распространены по всему Земному шару, но в северных широтах их меньше, чем в южных.

Основные сельскохозяйственные виды астровых:

  • подсолнечник масличный
  • подсолнечник клубненосный (топинамбур)
  • цикорий
  • артишок
  • латук
  • салат

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Родиной подсолнечника являются Мексика и Перу.

В Европе он появился в 1510 году, и только в XVIII веке был привезен в Россию.

Однако, возделываемые на Западе виды подсолнечника имели множество мелких корзинчатых цветков и были мало приспособлены для получения масла из семян.

Постепенное улучшение и создание культурного подсолнечника, к которому мы уже привыкли, происходило в России.

Именно у нас эта культура получила наибольшее распространение.

Ее посадки в 30-е годы прошлого века достигали в общей сложности рекордные 4 миллиона гектаров.

У дикого подсолнечника много мелких соцветий.

В корзинке подсолнечника, диаметром 25 см и более, находится до 1000 трубчатых цветков.

Отечественному селекционеру В.С. Пустовойту, занимавшемуся около 50 лет выведением новых сортов подсолнечника, удалось создать сорта с содержанием в семенах более 50% масла

  • астры
  • георгины
  • бархатцы
  • календула (ноготки)
  • маргаритки
  • хризантемы
  • герберы и др.

Садоводы выращивают сотни видов растений семейства сложноцветных.

семейства сложноцветных

Медицинское значение имеют:

  • тысячелистник
  • эстрагон
  • полынь
  • ромашка аптечная
  • расторопша
  • календула
  • пижма
  • девясил
  • череда трехраздельная и др.

ромашка аптечная

Некоторые сложноцветные являются опасными сорняками. Например, амброзия может вызвать аллергическую сенную лихорадку.

Другие распространенные сорные растения:

Соцветие подсолнечника, которое по ошибке можно принять за отдельный цветок, прекрасно приспособлено к основной своей задаче — размножению и продолжению рода.

Каждый цветок на плантации подсолнечника хорошо заметен издали.

цветок на плантации подсолнечника

Крайние ложноязычковые цветки выполняют функцию привлечения насекомых опылителей.

Благодаря им издали такое соцветие очень заметно.

Внутри корзинки от центра к периферии находятся трубчатые цветки в разной стадии развития.

Ближе к центру цветки переживают мужской период, когда зрелая пыльца попадает внутрь муфточки, образованной сросшимися пыльниками, и постепенно выталкивается наружу еще закрытым рыльцем пестика.

Привлеченные насекомые, старающиеся достать нектар из цветка, захватывают пыльцу и переносят ее на другие растения.

Ближе к периферии цветки переходят в женскую стадию, когда над пыльниками поднимается готовое к опылению рыльце пестика.

Именно на этой стадии происходит перекрестное опыление, в результате которого получаются наиболее приспособленные к жизни семена.

На крупном снимке видны разные стадии развития трубчатых цветков — от центра к периферии.

подсолнечник

Но если насекомых привлечь не удалось, возможность опыления не теряется.

На самой периферии находятся самые старые цветки с укороченными загнутыми рыльцами, приспособленными для самоопыления.

Таким образом, почти все цветки у подсолнечника опыляются тем или иным способом и к осени образуют плотную корзинку, вымощенную крупными семянками, богатыми питательным маслом.

У растений класса двудольные количество лепестков в цветке кратно 4 или 5, у однодольных — 3 и околоцветник простой, либо совсем отсутствует.

Растения каждого из семейств имеют общие признаки. У цветковых растений основными признаками являются строение цветка и плода, тип соцветия, а также особенности внешнего и внутреннего строения вегетативных органов.

Соответственно, у каждого семейства цветковых есть своя формула.

Для начала давайте рассмотрим более детально строение цветка (при подготовке к ЕГЭ обычно цветок рассматривают только в контексте двойного оплодотворения).

Формула цветковых растений


формулы цветков

Стеблевая часть:

Околоцветник:

Генеративная часть:

Соцветие — часть системы побегов покрытосеменного растения, несущая цветки и в связи с этим разнообразно видоизмененная. Соцветия обычно более или менее чётко отграничены от вегетативной части растения.

Биологический смысл возникновения соцветий — в возрастающей вероятности опыления цветков ветроопыляемых , так и насекомоопыляемых растений.

Закладываются соцветия внутри цветочных или смешанных почек.


формулы цветков

Для построения формулы цветковых растений используют Околоцветник и Генеративную часть

  1. В международной системе сначала указывают пол цветка (мужской, женский или двудомный), в школьном формате этот пункт зачастую пропускают;
  2. обозначают симметрию (правильный или неправильный цветок) — этот пункт тоже пропускаем;
  3. буквами указывают:

О — околоцветник

Ч — чашелистики;

Л — лепестки;

Т — тычинки;

П — пестики;

Примеры:

Формула цветка тюльпана *О3+3Т3+3П(3)

цветок правильный, околоцветник простой и состоит из шести листочков (причём они различаются), шести тычинок (тычинки также неодинаковые) и трёх сросшихся плодолистиков.

Формула цветка шиповника – *Ч5Л5Т∞П∞

цветок правильный, с 5 чашелистиками и 5 лепестками. Тычинок и пестиков много (более 12)

формулы цветковых растений


Еще можно добавить сюда Семейство Сложноцветные

Пример вопроса из теста ГИА:

Цветок одуванчика — это

1) головка
2) корзинка
3) цветок, имеющий 5 сросшихся тычинок и 5 сросшихся лепестков
4) цветок с числом лепестков и тычинок больше 12

Ответ: т.к. одуванчик относится к семейству сложноцветных, то его формула Л (5)Т (5) — соответствует ответу 3)

Вопросы по формулам цветков растений встречаются на экзаменах редко, но стоит их выучить — на всякий случай

Читайте также: