Икона в которой цветут лилии

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

На острове Кефалония, что расположен в Греции, уже много столетий существует традиция приносить в Церковь в Благовещение приносить белые лилии. Их преподнес архангел Гавриил Богородице, известив, что Ей суждено стать матерью Спасителя. Смутившись, Девушка приняла цветы и с тех пор лилия стала олицетворением невинности и чистоты. В память об этом явлении христиане возлагают на киот перед иконой. Их не убирают пять месяцев. На праздник Успения ежегодно происходит чудо – сухие стебли наполняются соком и появляются новые бутоны, которые расцветают, наполняя храм благоуханием .

Синод допускает следующие варианты образа:

  • Иисус может находиться как на правой, так и на левой руке Богородицы.
  • Цветы могут быть разного сорта, пышности и оттенка.
  • Голову Девы Марии может украшать корона, она может быть прикрыта покрывалом, либо вовсе не покрыта.
  • Христа изображают отроком с короной на голове и в богатых одеждах, либо младенцем. В руках Он держит державу или свиток.

Считают, чем древнее и старше образ, тем тщательнее прорисованы детали. Сюжет может быть дополнен цветочными гирляндами, изображением трона. В некоторых списках на образе могут присутствовать апостолы .

Цветы могут располагаться на жезлах, постаменте, на котором сидит Богородица с Младенцем или в виде гирлянд. Зачастую Божья Матерь облачена в роскошные одежды с позолотой.

Для православных этот образ имеет большое значение.

Незамужние девушки просят перед этой иконе об удачном замужестве. Матери просят подать благословение Божье для своих детей.

Обращаясь ко Пречистой перед святыней, молятся о своих родных и близких.

О, Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным!

Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему, Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов Твоих, за роптание наше.

Буди нам Мати и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наша.О Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством.Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, возстающих на нас.

О Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наша душевныя очи, да видим пути правды Божия.

Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшнем суде Сына Твоего. Ему же мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Ситуации, в которых обращаются за помощью к святыне:

Перед образом можно молиться с просьбой о сохранении лица и тела молодым.

У Богородицы испрашивают понимания и гармонии для родных людей.

Молодые девушки молят о сохранении целомудрия до замужества.

Беременные женщины просят Божью Матерь о рождении здорового ребенка.

Молитвы перед иконой помогают избежать искушений в супружеской жизни.

Семьи, в которых часто ссорятся или не понимают друг друга, могут просить вразумления перед иконой.

Молитва перед святыней изгоняет сомнения, которые терзают душу, а также дает веру в счастливое будущее.

  • Христиане молятся перед иконой с просьбой к Господу, чтобы Он помог сохранить чистоту помыслов и дел.
  • Обращаются к Богородице, чтобы Она помогла сделать правильный выбор второй половинки.
  • Просят перед образом обрести смысл и цель в жизни.

Второй известный список находится в Успенском храме на Могильцах. На котором Иисус стоит на красивом цветке, поддерживаемый Пречистой, произрастает из нижней части иконы. В руке Пречистая держит белую лилию, а над головой Ангелы, которые венчают Ее голову царским венцом.

Особый список прославился в небольшой обители Кадом, что находится в Рязанской губернии. На ней можно увидеть изображение Иоанна Предтечи возле главы Иисуса. Ее история необычна. В дар икону привез из Грузии глава семьи Богдановых. Этот образ всегда был с ним и не раз спасал в трудную минуту. Старожилы вспоминают, что икону особенно почитал святой Серафим Саровский .

Как правило, икону ставят в домашнем иконостасе, либо в восточной стороне дома, на специально оборудованной полочке.

Образ украшают веточками вербы, живыми цветами или кружевом. Стоит помнить, что место, где расположены иконы нужно поддерживать в чистоте. К святыням нужно относиться с благоговением.

Комнаты, в которых допустимо располагать иконы:

Детская. Ребенок будет спать крепко и спокойно под покровительством Божьей Матери.

Спальня молодой девушки. Образ поможет удержаться от греховных мыслей и сохранить чистоту помыслов.

Спальня супругов. Интимные отношения между людьми, состоящими в браке, не считаются грехом, ведь они ведут к продолжению рода.

В Свято-Николаевском Храме села Кулевча Саратского района Одесской области (Украина) есть удивительная икона Казанской Божией Матери. Сама икона в жизни такова, что от нее нельзя оторвать взгляд. Живой лик неземной красоты смотрит на нас, а лилии, обрамляющие ее лицо, утверждают на земле присутствие чуда, подтверждая, что для Бога нет ничего невозможного.













Р аз в год открывается киот этой иконы в пятницу Светлой седмицы, затем Собором священников туда закладываются, срезанные лилии. Там они лежат до Троицы, без земли и влаги.

Лилии очень быстро начинают расти. Внизу засыхают, а вверх тянутся свежие побеги, правильно обрамляя лик иконы.

На Троицу они раскрываются, и вокруг разносится благоухание чудесных белых лилий. Проходит 8 месяцев и на высохших нижних стеблях появляются луковицы, из которых появляются листочки и так до самой Пасхи - целый год.

Ровно за неделю до Пасхи, листочки начинают засыхать. А вместо них закладывают новые лилии. Но, что интересно лилии никто не поправляет, а они растут именно вокруг лика Богородицы. Слава Богу, дарующему нам такие величайшие святыни!

Пасхальные лилии

В киоте Казанской иконы Божией Матери в кулевчанском Свято-Никольском храме живут лилии. Цветы закрыли под стекло после Пасхи, они засохли, и потом снова покрылись белыми луковичками, из которых кое-где брызнули зеленые стебельки. В кулевчанском храме лилии воскресают второй год подряд.

(В Главном Ботаническом саду им. Н. В. Цицина РАН нам сказали, что в природе это обычное явление. Лилии размножаются именно таким способом – на стебле появляются корнеплоды, их пересаживают в землю и поливают – иначе они засохнут. В отдельных случаях – все зависит от сорта лилий и условий хранения – корнеплоды могут расцвести и на засохшем стебле, если в нем осталось достаточно органических веществ для цветка. Но в Кулевчах из засохшего цветка вырастала новая лилия с длиной стебля до 30 см с цветком размером с кулак – может ли в умершем стебле оставаться такой запас веществ?)

Прихожане кулевчанского храма, без сомнений, считают икону с лилиями чудотворной. Образ обрамлен сотнями сложенных записок с мольбами к Божией Матери. Еще свою Казанскую местные называют плачущей. По их рассказам, во время литургии стекло около губ Божией Матери иногда запотевает, а около глаз выступает влага. Капли держатся до двух с половиной дней, а потом вдруг за полчаса высыхают. Те, кому батюшка кисточкой переносил эти капельки на язык, говорят, что жжет так, как было в детстве, если лизнешь квадратную батарейку.

Во время каждой службы настоятель выносит из алтаря еще одну икону Божией Матери, Касперскую. Этот список с одесского чудотворного образа мироточит – киот изнутри обрызган росой.

На молебнах, которые служат здесь по пятницам и субботам, всегда полный храм народа (бывает, и более 300 человек): и местные жители, и паломники – со всей Украины. Все по очереди прикладываются к святыням и получают по ватке с миром. Для каждого настоятель, о. Павел Нога приоткрывает киот Касперской и предлагает подышать идущим оттуда благоуханием. При этом советует не спешить, задержаться перед иконой, попросить Господа и Божию Матерь – как дети просят родителей. Со смирением, с верой, с надеждой на то, что получишь помощь.

Истории с хорошим концом

Молодая женщина из певчих рассказывает: "Я жена священника Свято-Успенского храма села Кривая Балка.
В 2003 году заболела: саркома с метастазами. Рекомендовали облучение, химиотерапию. Но у меня были две операции подряд, и я отказалась, ходила постоянно сюда в Свято-Никольский храм, заказывала молебны.

Когда через год обследовалась, результаты были хорошие. Все говорили, что это чудо. Но у меня еще была опухоль в горле и на почке большая киста. Я опять отказалась от лечения, ходила в храм, молилась, читала Богородичное правило, просила помощи с упованием на Господа, что Он меня спасет.

Батюшка собрал мне святое миро, прикладывал обновившуюся икону Спасителя. И я чувствовала, что у меня есть силы жить дальше. Недавно, перед Рождеством, я была у эндокринолога, он опять настаивал на операции и дал мне направление в Киев. Но подготавливая документы, я повторно пошла на УЗИ, и врач обнаружил, что почка совершенно здорова – ни песка, ни камней, ни пленки. Когда посмотрел горло, то сказал: "Странно. Видно, что там что-то было, но опухоли нет".

Это просто Господь даровал мне Свою милость, я благодарна за то, что живу возле этих святынь. Я теперь полностью здоровый человек – анализы нормальные, гемоглобин, как у мужчины. Со мной одновременно была выявлена саркома у другой женщины, менее запущенная, но та женщина уже умерла, а я жива".

Еще один рассказ – медсестры Ольги из Одессы: "В этом году приехали в Кулевчу на Рождество, а вокруг храма цветут виолы (анютины глазки). Такого никогда зимой не видела. Сюда приезжаю часто – после одного случая. Раньше муж не пускал: он у меня был атеист.

А в прошлом году, на следующий день после того, как мы с сыном побывали здесь на молебне, сына на улице на большой скорости ударила "Тойота". У машины было выбито лобовое стекло, помяты бампер и крыло. Сына отвезли в ту больницу, где муж работает врачом, сделали полное обследование, но ничего, кроме ушибов и царапин от стекла, не обнаружили.

Муж говорит, что такого не бывает. Сам стал в церковь ходить".

Отец Павел просит всех, кто после молитвы в Свято-Никольском храме получал чудесную помощь, оставлять запись в амбарной тетради, которая хранится в свечной лавке. Нам разрешили полистать ее – "Книгу кулевчанских святынь".

В ней более 320 записей – с адресами и телефонами людей, готовых подтвердить свои рассказы.

"Бросила курить, чего не могла сделать 11 лет".

"Прошла головная боль. Голова непрерывно болела с 1985 года после Афганистана".

"12-летний мальчик исцелился от проказы на лице, которая мучила с 6-месячного возраста".

"Молились всей семьей о даровании нам ребеночка. Я беременная. Слава Тебе, Господи!"

Сельская служба

Храму в Кулевче около 130 лет. Хотя Бессарабия переходила из рук в руки и в соседних селах все церкви были разрушены, здесь храм никогда не закрывался. Он небольшой, двуглавый, в нем много старых икон. Несмотря на волну приезжих, атмосфера на службах домашняя, хотя отец Павел достаточно строг и внимательно следит за пришедшими: как крестятся, как молятся – со вниманием или витая в облаках, – и в зависимости от того, что видит, импровизирует проповеди.

Говорит о смысле креста, о том, как поминать усопших, о бумажных иконках, которые выпустил какой-то местный политик ("лукавец") со своей фотографией на обратной стороне. Говорит небанально: каждое слово звучит очень веско и каждая мысль понятна и актуальна.

У всякой сельской церкви немножко свой устав. Во время всенощной в пятницу кадило батюшке подавала его дочь. Дьякон в сельском храме – роскошь, а алтарники у о. Павла – все школьники, приходят на выходных.

Утром перед литургией у входа в храм стояла девушка-звонарь, от ее рук тянулась длиннющая веревка на колокольню. Каждого входящего девушка приветствовала ударом колокола, а появление священника возвестила троекратным звоном. После чего привязала веревку внизу и пошла на клирос.

Записку вместе с купленной просфорой прихожанин здесь сам кладет на поднос около алтаря. Мужчины группируются справа и стоят всю службу, не сходя с места и скупо крестясь.

Спаситель на распятии от пояса задрапирован фелонью. В вертепе подкрашенная стилизованная фоторепродукция на тему Рождества – из того рода, что предлагают глухонемые в поездах.

На Обрезание храм был полон – человек сто пятьдесят, но причащались только две девочки лет трех и мужчина-паломник. "Почему так мало причастников?" – "Да на святках никто не хочет поститься три дня, – говорит о. Павел. – А вчера все банницу (болгарское блюдо – что-то вроде кулебяки с мясом и сыром под сметаной. – А. К.) ели".

Единственный мужчина, избежавший искушения банницей, как потом выяснилось, преподаватель философии и религиоведения в Одесском университете. А про одну из причастниц тут же рассказала ее бабушка, что Мария родилась слепой, но когда ей было два месяца, отец Павел помазал ей глазки миром и они открылись.

О. Павел советует, молясь чудотворным иконам, просить Господа и Божию Матерь, как дети просят родителей: со смирением, с верой, с надеждой на то, что получишь помощь.

Чудо за чудом

"Более трех лет назад началось мироточение на настенных иконах нашего храма – мучениц Софии, Веры, Надежды, Любови, Варвары, Екатерины, князя Владимира, – рассказывает о. Павел. – Через полгода замироточил крест – Голгофа. Все больше капелек появлялось – потом и на Божией Матери, и на Иоанне Богослове. Еще через полгода замироточила Касперская икона Божией Матери у нас в доме, митрополит благословил занести ее в храм. Потом нам подарили икону Спаса Нерукотворного.

Я даже не запомнил кто. Сказал: "Спаси, Господи!" – и положил на жертвенник. Она была очень темная, одни глаза видны, но неожиданно быстро обновилась. Этот образ очень сильно действует на бесноватых. А на Троицу нам принесли Иверскую икону Божией Матери, которая закровоточила в одном доме. "

Батюшка вспоминает долго, с подробностями. Иногда ему помогает матушка Наталья, вставляя особо феерические детали. Некоторые моменты кажутся совершенно невероятными, поэтому о них промолчим. Перескажем только один эпизод, подтверждение которого могли видеть своими глазами.

Одна женщина принесла в храм полученную здесь же ватку с миром. Запечатанная в целлофановом пакетике ватка пустила листочки – хлопок пророс. Этот пакетик о. Павел поместил в киот Касперской иконы – дивись, народ. Молись и веруй.

Легион свидетелей

Есть и другие свидетели необычности кулевчанских икон. На пятничном молебне одна женщина тонко кричала перед иконами и, откидывая голову, падала навзничь. Хорошо, о. Павел ухватил ее за отвороты пальто и медленно опустил на пол. Через минуту она поднялась и, шатаясь, отошла в сторону.

Батюшка объяснял: "Человек в этот момент как бы видит себя со стороны, но ничего не может поделать – он во власти злого духа". Грех высвечивается перед святыней. Бывает, человек ходит к экстрасенсам – как многие водичку Кашпировского пили. Люди сами идут к служителю сатаны, просят о помощи. Господь благодатью их оставляет, а бес заходит. Бывает, этот грех или какой другой человек не исповедал: скрывал или не осознавал. Ходил, причащался, а здесь так это проявляется, что он сам ужасается.


Местные жители по-разному относятся ко всему происходящему в Свято-Никольском храме. Но прихожане, без сомнений, считают свои иконы чудотворными.

По примеру царя Давида

Местные жители очень по-разному относятся ко всему происходящему в Свято-Никольском храме. Судя по тому, что в храме собирается не все население поселка и окрестностей, большинство – скептики. В их числе и несколько молодых священников района, которым в свое время о.Павел помогал готовиться в семинарию и благочинным над которыми он является.

В селе есть баптисты и свидетели Иеговы. Некоторые говорят, что батюшка сам нанимает людей, чтобы они изображали собой одержимых. Часть одесских духовников прямо запрещает ездить в Кулевчу. "У нас сначала была сплошная Пасха, а теперь – сплошная Страстная пятница", – говорит о. Павел.

В настоящее время он много сил прилагает к тому, чтобы собрать материалы, подтверждающие кулевчанские чудеса. Приглашает специалистов и передает ваточки с миром на экспертизу. О хулящих его говорит с огорчением, но тут же прибавляет: "В Ветхом Завете рассказывается, как оруженосец Давида предложил убить того человека, который хулил царя. Но Давид ответил: "Может быть, ему Господь сказал: "Проклинай Давида!" – и вот он проклинает.

Может, за то, что я это со смирением претерплю, Он и меня помилует" (см. 2 Цар. 16, 5-13). Так и мы. Здесь святыня. Господь ее благословил, установил. Каждый напрямую молится. Или напрямую злословит. Что мне до этого? Это их дело с Господом. А мое дело маленькое, я служу, как мне сказал Господь: вынес икону, отслужил молебен, занес икону".

Трудно жить рядом с чудом. Проще было бы умолчать о нем. И непросто, когда свидетельствуешь о необычном, не прибавить что-нибудь от себя. В рассказах некоторых кулевчан, нам показалось, есть некоторые экзальтированные преувеличения. И все же те, кто нам говорил о своих исцелениях, совсем не похожи на безумных (мы процитировали малую часть услышанного).

"Только бы люди не возгордились: мол, у нас святое место, – замечает отец Иоанн из одесского Свято-Успенского монастыря, который сослужил отцу Павлу на одном из молебнов. – Милость Божия всем раздается. Матерь Божия у нас одна. Почему именно здесь стали происходить мироточения, кто знает? Может, мученики при турках были или отшельник подвизался. Милость Божия, что у нас еще есть святыни".

Милость Божия… Эти слова за два дня в Кулевче мы слышали неоднократно. А еще колядки – такие красивые, что до сих пор ходишь и напеваешь про себя.

"Эта ночь святая, ночь спасенья/Возвестила всему миру тайну Боговоплощенья", – пели на старый Новый год кулевчанские дети. Поздно вечером они парочками приходили пощедровать к своему храму – с целлофановыми пакетами вместо обещанных торбочек – и несколько цепенели от собственной отваги, которая завела их так далеко. Ведь пришлось выступать перед москвичами – можно сказать, представителями Большого театра.

И на всех службах в эти дни запевал колядки клирос – даже непосредственно перед причастием. Молебен завершался совсем каким-то детским куплетом. Мужской голос солировал: "А за ти колядки дай ми шоколадки…" И хор последний раз возглашал: "О, радуйся, земле, Сын Божий народився!"




Благовещение

Евангельская история о Благовещении Пресвятой Богородицы

7 апреля Православная Церковь празднует один из двунадесятых праздников — Благовещение Пресвятой Богородицы. Несмотря на то, что он обычно приходится на время Великого поста, это один из самых любимых и светлых христианских праздников.

О начале нашего спасения говорится и в праздничном тропаре:

Благовещение

Как вы помните, после обручения со старцем Иосифом Пресвятая Дева Мария жила в его доме в Галилее, в городе Назарет. Она занималась домашним хозяйством, пряла, готовила еду, стирала, а также много молилась и читала Священное писание.

Будучи Чистейшим Сосудом, Дева Мария была избрана Богом для исполнения пророчества, ожидаемого иудеями: пришествия в мир Спасителя. А было Ей в то время всего 14 лет.

Господь Бог послал к Деве Марии Архангела Гавриила, который должен был принести Ей Благую Весть: известить о том, что через Неё должны осуществиться пророчества, и придёт в мир Спаситель. Потому и праздник называется Благовещение.

Евангелие от Луки повествует:

Евангелие от Луки цитата

Евангелие не описывает обстоятельств этой встречи. Мы не знаем, где она происходила и чем Дева Мария занималась в то время, когда Архангел Гавриил пришёл к ней с Благой Вестью. Согласно одним апокрифам, Она была дома и читала Ветхий Завет.

Благовещение-4

Согласно другим повествованиям, Она пряла. Согласно третьим, Она находилась у источника, из которого носила воду. Поэтому существует три типа икон, изображающих сцену Благовещения.

Благовещение-2

На некоторых иконах Благовещения Архангел Гавриил протягивает Деве Марии лилию, символ Благой Вести, символ чистоты. Поэтому не удивительно, что есть Богородичные иконы, на которых Пресвятая изображена с лилией, полученной от Архангела Гавриила.

Благовещение-1

Чудо с лилиями

Панагия-Крини

Панагия-Крини

Впервые это произошло в 1953 году. Тогда сильное землетрясение разрушило деревенскую церковь. Местные жители повествуют, что увидели ночью свет над руинами и нашли там ту самую икону Богородицы.

На иконе нарисована лилия, та самая, которую принёс Деве Марии Архангел Гавриил. Икону разместили во вновь построенной, на другом уже месте, церковь. А на руинах прежней церкви выросла лилия.

Лилию эту принесли к иконе. Она стояла за стеклом иконы, потом засохла, а через несколько месяцев, в августе, на ней расцвели новые цветы. Теперь это чудо повторяется ежегодно.

Лилии на Кефалонии цветут обычно зимой. Их собирают в апреле, когда они уже совсем сухие. А на праздник Благовещение Пресвятой Богородицы приносят в храм, к иконе.

лилии расцвели вновь

лилии расцвели вновь

Лилии всё лето стоят за стеклом у иконы, без воды. А почти через пять месяцев, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, они вновь расцветают. Расцветшие лилии раздают молящимся. Стебли у них совсем сухие, а цветы живые.

Ожившие лилии

Ожившие лилии

Сухие цветы оживают в знак того, что Бог – Источник Жизни, имеет власть и над законами природы. Потому, что законов природы не существует, а существуют только законы Божии, по которым живёт природа. И, когда нужно, Законодатель-Творец эти законы отменяет для Славы Своей и для нашего вразумления и спасения.

Сколько всего икон Богородицы?

Точную цифру назвать сложно. Приблизительно — около 700, и их количество увеличивается — появляются новые образы и названия, которые почитаются Церковью наравне с другими. Не нужно путать название и тип иконы: к одному типу может относиться несколько сотен образов.

Сколько типов икон Богородицы?

Единого мнения на этот счет нет, богословы и иконописцы называют до 9 типов икон. Среди них есть три основных: Оранта, Елеуса и Одигитрия. Выделяют еще Акафистный тип, но он не считается самостоятельным.

Оранта

Одигитрия

Елеуса

Акафистный тип

Все равно сложно. Как понять, перед какой иконой я стою?

Благодарим за помощь в подготовке материала заведующую кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института св. апостола Андрея (ББИ) и преподавателя Коломенской духовной семинарии Ирину Константиновну Языкову.

Читайте также: