Икона в которой цветут лилии
Добавил пользователь Евгений Кузнецов Обновлено: 18.09.2024
На острове Кефалония, что расположен в Греции, уже много столетий существует традиция приносить в Церковь в Благовещение приносить белые лилии. Их преподнес архангел Гавриил Богородице, известив, что Ей суждено стать матерью Спасителя. Смутившись, Девушка приняла цветы и с тех пор лилия стала олицетворением невинности и чистоты. В память об этом явлении христиане возлагают на киот перед иконой. Их не убирают пять месяцев. На праздник Успения ежегодно происходит чудо – сухие стебли наполняются соком и появляются новые бутоны, которые расцветают, наполняя храм благоуханием .
Синод допускает следующие варианты образа:
- Иисус может находиться как на правой, так и на левой руке Богородицы.
- Цветы могут быть разного сорта, пышности и оттенка.
- Голову Девы Марии может украшать корона, она может быть прикрыта покрывалом, либо вовсе не покрыта.
- Христа изображают отроком с короной на голове и в богатых одеждах, либо младенцем. В руках Он держит державу или свиток.
Считают, чем древнее и старше образ, тем тщательнее прорисованы детали. Сюжет может быть дополнен цветочными гирляндами, изображением трона. В некоторых списках на образе могут присутствовать апостолы .
Цветы могут располагаться на жезлах, постаменте, на котором сидит Богородица с Младенцем или в виде гирлянд. Зачастую Божья Матерь облачена в роскошные одежды с позолотой.
Для православных этот образ имеет большое значение.
Незамужние девушки просят перед этой иконе об удачном замужестве. Матери просят подать благословение Божье для своих детей.
Обращаясь ко Пречистой перед святыней, молятся о своих родных и близких.
О, Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным!
Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему, Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов Твоих, за роптание наше.
Буди нам Мати и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наша.О Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством.Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, возстающих на нас.
О Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наша душевныя очи, да видим пути правды Божия.
Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшнем суде Сына Твоего. Ему же мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь
Ситуации, в которых обращаются за помощью к святыне:
Перед образом можно молиться с просьбой о сохранении лица и тела молодым.
У Богородицы испрашивают понимания и гармонии для родных людей.
Молодые девушки молят о сохранении целомудрия до замужества.
Беременные женщины просят Божью Матерь о рождении здорового ребенка.
Молитвы перед иконой помогают избежать искушений в супружеской жизни.
Семьи, в которых часто ссорятся или не понимают друг друга, могут просить вразумления перед иконой.
Молитва перед святыней изгоняет сомнения, которые терзают душу, а также дает веру в счастливое будущее.
- Христиане молятся перед иконой с просьбой к Господу, чтобы Он помог сохранить чистоту помыслов и дел.
- Обращаются к Богородице, чтобы Она помогла сделать правильный выбор второй половинки.
- Просят перед образом обрести смысл и цель в жизни.
Второй известный список находится в Успенском храме на Могильцах. На котором Иисус стоит на красивом цветке, поддерживаемый Пречистой, произрастает из нижней части иконы. В руке Пречистая держит белую лилию, а над головой Ангелы, которые венчают Ее голову царским венцом.
Особый список прославился в небольшой обители Кадом, что находится в Рязанской губернии. На ней можно увидеть изображение Иоанна Предтечи возле главы Иисуса. Ее история необычна. В дар икону привез из Грузии глава семьи Богдановых. Этот образ всегда был с ним и не раз спасал в трудную минуту. Старожилы вспоминают, что икону особенно почитал святой Серафим Саровский .
Как правило, икону ставят в домашнем иконостасе, либо в восточной стороне дома, на специально оборудованной полочке.
Образ украшают веточками вербы, живыми цветами или кружевом. Стоит помнить, что место, где расположены иконы нужно поддерживать в чистоте. К святыням нужно относиться с благоговением.
Комнаты, в которых допустимо располагать иконы:
Детская. Ребенок будет спать крепко и спокойно под покровительством Божьей Матери.
Спальня молодой девушки. Образ поможет удержаться от греховных мыслей и сохранить чистоту помыслов.
Спальня супругов. Интимные отношения между людьми, состоящими в браке, не считаются грехом, ведь они ведут к продолжению рода.
В Свято-Николаевском Храме села Кулевча Саратского района Одесской области (Украина) есть удивительная икона Казанской Божией Матери. Сама икона в жизни такова, что от нее нельзя оторвать взгляд. Живой лик неземной красоты смотрит на нас, а лилии, обрамляющие ее лицо, утверждают на земле присутствие чуда, подтверждая, что для Бога нет ничего невозможного.
Р аз в год открывается киот этой иконы в пятницу Светлой седмицы, затем Собором священников туда закладываются, срезанные лилии. Там они лежат до Троицы, без земли и влаги.
Лилии очень быстро начинают расти. Внизу засыхают, а вверх тянутся свежие побеги, правильно обрамляя лик иконы.
На Троицу они раскрываются, и вокруг разносится благоухание чудесных белых лилий. Проходит 8 месяцев и на высохших нижних стеблях появляются луковицы, из которых появляются листочки и так до самой Пасхи - целый год.
Ровно за неделю до Пасхи, листочки начинают засыхать. А вместо них закладывают новые лилии. Но, что интересно лилии никто не поправляет, а они растут именно вокруг лика Богородицы. Слава Богу, дарующему нам такие величайшие святыни!
Пасхальные лилии
В киоте Казанской иконы Божией Матери в кулевчанском Свято-Никольском храме живут лилии. Цветы закрыли под стекло после Пасхи, они засохли, и потом снова покрылись белыми луковичками, из которых кое-где брызнули зеленые стебельки. В кулевчанском храме лилии воскресают второй год подряд.
(В Главном Ботаническом саду им. Н. В. Цицина РАН нам сказали, что в природе это обычное явление. Лилии размножаются именно таким способом – на стебле появляются корнеплоды, их пересаживают в землю и поливают – иначе они засохнут. В отдельных случаях – все зависит от сорта лилий и условий хранения – корнеплоды могут расцвести и на засохшем стебле, если в нем осталось достаточно органических веществ для цветка. Но в Кулевчах из засохшего цветка вырастала новая лилия с длиной стебля до 30 см с цветком размером с кулак – может ли в умершем стебле оставаться такой запас веществ?)
Прихожане кулевчанского храма, без сомнений, считают икону с лилиями чудотворной. Образ обрамлен сотнями сложенных записок с мольбами к Божией Матери. Еще свою Казанскую местные называют плачущей. По их рассказам, во время литургии стекло около губ Божией Матери иногда запотевает, а около глаз выступает влага. Капли держатся до двух с половиной дней, а потом вдруг за полчаса высыхают. Те, кому батюшка кисточкой переносил эти капельки на язык, говорят, что жжет так, как было в детстве, если лизнешь квадратную батарейку.
Во время каждой службы настоятель выносит из алтаря еще одну икону Божией Матери, Касперскую. Этот список с одесского чудотворного образа мироточит – киот изнутри обрызган росой.
На молебнах, которые служат здесь по пятницам и субботам, всегда полный храм народа (бывает, и более 300 человек): и местные жители, и паломники – со всей Украины. Все по очереди прикладываются к святыням и получают по ватке с миром. Для каждого настоятель, о. Павел Нога приоткрывает киот Касперской и предлагает подышать идущим оттуда благоуханием. При этом советует не спешить, задержаться перед иконой, попросить Господа и Божию Матерь – как дети просят родителей. Со смирением, с верой, с надеждой на то, что получишь помощь.
Истории с хорошим концом
Молодая женщина из певчих рассказывает: "Я жена священника Свято-Успенского храма села Кривая Балка.
В 2003 году заболела: саркома с метастазами. Рекомендовали облучение, химиотерапию. Но у меня были две операции подряд, и я отказалась, ходила постоянно сюда в Свято-Никольский храм, заказывала молебны.
Когда через год обследовалась, результаты были хорошие. Все говорили, что это чудо. Но у меня еще была опухоль в горле и на почке большая киста. Я опять отказалась от лечения, ходила в храм, молилась, читала Богородичное правило, просила помощи с упованием на Господа, что Он меня спасет.
Батюшка собрал мне святое миро, прикладывал обновившуюся икону Спасителя. И я чувствовала, что у меня есть силы жить дальше. Недавно, перед Рождеством, я была у эндокринолога, он опять настаивал на операции и дал мне направление в Киев. Но подготавливая документы, я повторно пошла на УЗИ, и врач обнаружил, что почка совершенно здорова – ни песка, ни камней, ни пленки. Когда посмотрел горло, то сказал: "Странно. Видно, что там что-то было, но опухоли нет".
Это просто Господь даровал мне Свою милость, я благодарна за то, что живу возле этих святынь. Я теперь полностью здоровый человек – анализы нормальные, гемоглобин, как у мужчины. Со мной одновременно была выявлена саркома у другой женщины, менее запущенная, но та женщина уже умерла, а я жива".
Еще один рассказ – медсестры Ольги из Одессы: "В этом году приехали в Кулевчу на Рождество, а вокруг храма цветут виолы (анютины глазки). Такого никогда зимой не видела. Сюда приезжаю часто – после одного случая. Раньше муж не пускал: он у меня был атеист.
А в прошлом году, на следующий день после того, как мы с сыном побывали здесь на молебне, сына на улице на большой скорости ударила "Тойота". У машины было выбито лобовое стекло, помяты бампер и крыло. Сына отвезли в ту больницу, где муж работает врачом, сделали полное обследование, но ничего, кроме ушибов и царапин от стекла, не обнаружили.
Муж говорит, что такого не бывает. Сам стал в церковь ходить".
Отец Павел просит всех, кто после молитвы в Свято-Никольском храме получал чудесную помощь, оставлять запись в амбарной тетради, которая хранится в свечной лавке. Нам разрешили полистать ее – "Книгу кулевчанских святынь".
В ней более 320 записей – с адресами и телефонами людей, готовых подтвердить свои рассказы.
"Бросила курить, чего не могла сделать 11 лет".
"Прошла головная боль. Голова непрерывно болела с 1985 года после Афганистана".
"12-летний мальчик исцелился от проказы на лице, которая мучила с 6-месячного возраста".
"Молились всей семьей о даровании нам ребеночка. Я беременная. Слава Тебе, Господи!"
Сельская служба
Храму в Кулевче около 130 лет. Хотя Бессарабия переходила из рук в руки и в соседних селах все церкви были разрушены, здесь храм никогда не закрывался. Он небольшой, двуглавый, в нем много старых икон. Несмотря на волну приезжих, атмосфера на службах домашняя, хотя отец Павел достаточно строг и внимательно следит за пришедшими: как крестятся, как молятся – со вниманием или витая в облаках, – и в зависимости от того, что видит, импровизирует проповеди.
Говорит о смысле креста, о том, как поминать усопших, о бумажных иконках, которые выпустил какой-то местный политик ("лукавец") со своей фотографией на обратной стороне. Говорит небанально: каждое слово звучит очень веско и каждая мысль понятна и актуальна.
У всякой сельской церкви немножко свой устав. Во время всенощной в пятницу кадило батюшке подавала его дочь. Дьякон в сельском храме – роскошь, а алтарники у о. Павла – все школьники, приходят на выходных.
Утром перед литургией у входа в храм стояла девушка-звонарь, от ее рук тянулась длиннющая веревка на колокольню. Каждого входящего девушка приветствовала ударом колокола, а появление священника возвестила троекратным звоном. После чего привязала веревку внизу и пошла на клирос.
Записку вместе с купленной просфорой прихожанин здесь сам кладет на поднос около алтаря. Мужчины группируются справа и стоят всю службу, не сходя с места и скупо крестясь.
Спаситель на распятии от пояса задрапирован фелонью. В вертепе подкрашенная стилизованная фоторепродукция на тему Рождества – из того рода, что предлагают глухонемые в поездах.
На Обрезание храм был полон – человек сто пятьдесят, но причащались только две девочки лет трех и мужчина-паломник. "Почему так мало причастников?" – "Да на святках никто не хочет поститься три дня, – говорит о. Павел. – А вчера все банницу (болгарское блюдо – что-то вроде кулебяки с мясом и сыром под сметаной. – А. К.) ели".
Единственный мужчина, избежавший искушения банницей, как потом выяснилось, преподаватель философии и религиоведения в Одесском университете. А про одну из причастниц тут же рассказала ее бабушка, что Мария родилась слепой, но когда ей было два месяца, отец Павел помазал ей глазки миром и они открылись.
О. Павел советует, молясь чудотворным иконам, просить Господа и Божию Матерь, как дети просят родителей: со смирением, с верой, с надеждой на то, что получишь помощь.
Чудо за чудом
"Более трех лет назад началось мироточение на настенных иконах нашего храма – мучениц Софии, Веры, Надежды, Любови, Варвары, Екатерины, князя Владимира, – рассказывает о. Павел. – Через полгода замироточил крест – Голгофа. Все больше капелек появлялось – потом и на Божией Матери, и на Иоанне Богослове. Еще через полгода замироточила Касперская икона Божией Матери у нас в доме, митрополит благословил занести ее в храм. Потом нам подарили икону Спаса Нерукотворного.
Я даже не запомнил кто. Сказал: "Спаси, Господи!" – и положил на жертвенник. Она была очень темная, одни глаза видны, но неожиданно быстро обновилась. Этот образ очень сильно действует на бесноватых. А на Троицу нам принесли Иверскую икону Божией Матери, которая закровоточила в одном доме. "
Батюшка вспоминает долго, с подробностями. Иногда ему помогает матушка Наталья, вставляя особо феерические детали. Некоторые моменты кажутся совершенно невероятными, поэтому о них промолчим. Перескажем только один эпизод, подтверждение которого могли видеть своими глазами.
Одна женщина принесла в храм полученную здесь же ватку с миром. Запечатанная в целлофановом пакетике ватка пустила листочки – хлопок пророс. Этот пакетик о. Павел поместил в киот Касперской иконы – дивись, народ. Молись и веруй.
Легион свидетелей
Есть и другие свидетели необычности кулевчанских икон. На пятничном молебне одна женщина тонко кричала перед иконами и, откидывая голову, падала навзничь. Хорошо, о. Павел ухватил ее за отвороты пальто и медленно опустил на пол. Через минуту она поднялась и, шатаясь, отошла в сторону.
Батюшка объяснял: "Человек в этот момент как бы видит себя со стороны, но ничего не может поделать – он во власти злого духа". Грех высвечивается перед святыней. Бывает, человек ходит к экстрасенсам – как многие водичку Кашпировского пили. Люди сами идут к служителю сатаны, просят о помощи. Господь благодатью их оставляет, а бес заходит. Бывает, этот грех или какой другой человек не исповедал: скрывал или не осознавал. Ходил, причащался, а здесь так это проявляется, что он сам ужасается.
Местные жители по-разному относятся ко всему происходящему в Свято-Никольском храме. Но прихожане, без сомнений, считают свои иконы чудотворными.
По примеру царя Давида
Местные жители очень по-разному относятся ко всему происходящему в Свято-Никольском храме. Судя по тому, что в храме собирается не все население поселка и окрестностей, большинство – скептики. В их числе и несколько молодых священников района, которым в свое время о.Павел помогал готовиться в семинарию и благочинным над которыми он является.
В селе есть баптисты и свидетели Иеговы. Некоторые говорят, что батюшка сам нанимает людей, чтобы они изображали собой одержимых. Часть одесских духовников прямо запрещает ездить в Кулевчу. "У нас сначала была сплошная Пасха, а теперь – сплошная Страстная пятница", – говорит о. Павел.
В настоящее время он много сил прилагает к тому, чтобы собрать материалы, подтверждающие кулевчанские чудеса. Приглашает специалистов и передает ваточки с миром на экспертизу. О хулящих его говорит с огорчением, но тут же прибавляет: "В Ветхом Завете рассказывается, как оруженосец Давида предложил убить того человека, который хулил царя. Но Давид ответил: "Может быть, ему Господь сказал: "Проклинай Давида!" – и вот он проклинает.
Может, за то, что я это со смирением претерплю, Он и меня помилует" (см. 2 Цар. 16, 5-13). Так и мы. Здесь святыня. Господь ее благословил, установил. Каждый напрямую молится. Или напрямую злословит. Что мне до этого? Это их дело с Господом. А мое дело маленькое, я служу, как мне сказал Господь: вынес икону, отслужил молебен, занес икону".
Трудно жить рядом с чудом. Проще было бы умолчать о нем. И непросто, когда свидетельствуешь о необычном, не прибавить что-нибудь от себя. В рассказах некоторых кулевчан, нам показалось, есть некоторые экзальтированные преувеличения. И все же те, кто нам говорил о своих исцелениях, совсем не похожи на безумных (мы процитировали малую часть услышанного).
"Только бы люди не возгордились: мол, у нас святое место, – замечает отец Иоанн из одесского Свято-Успенского монастыря, который сослужил отцу Павлу на одном из молебнов. – Милость Божия всем раздается. Матерь Божия у нас одна. Почему именно здесь стали происходить мироточения, кто знает? Может, мученики при турках были или отшельник подвизался. Милость Божия, что у нас еще есть святыни".
Милость Божия… Эти слова за два дня в Кулевче мы слышали неоднократно. А еще колядки – такие красивые, что до сих пор ходишь и напеваешь про себя.
"Эта ночь святая, ночь спасенья/Возвестила всему миру тайну Боговоплощенья", – пели на старый Новый год кулевчанские дети. Поздно вечером они парочками приходили пощедровать к своему храму – с целлофановыми пакетами вместо обещанных торбочек – и несколько цепенели от собственной отваги, которая завела их так далеко. Ведь пришлось выступать перед москвичами – можно сказать, представителями Большого театра.
И на всех службах в эти дни запевал колядки клирос – даже непосредственно перед причастием. Молебен завершался совсем каким-то детским куплетом. Мужской голос солировал: "А за ти колядки дай ми шоколадки…" И хор последний раз возглашал: "О, радуйся, земле, Сын Божий народився!"
Евангельская история о Благовещении Пресвятой Богородицы
7 апреля Православная Церковь празднует один из двунадесятых праздников — Благовещение Пресвятой Богородицы. Несмотря на то, что он обычно приходится на время Великого поста, это один из самых любимых и светлых христианских праздников.
О начале нашего спасения говорится и в праздничном тропаре:
Как вы помните, после обручения со старцем Иосифом Пресвятая Дева Мария жила в его доме в Галилее, в городе Назарет. Она занималась домашним хозяйством, пряла, готовила еду, стирала, а также много молилась и читала Священное писание.
Будучи Чистейшим Сосудом, Дева Мария была избрана Богом для исполнения пророчества, ожидаемого иудеями: пришествия в мир Спасителя. А было Ей в то время всего 14 лет.
Господь Бог послал к Деве Марии Архангела Гавриила, который должен был принести Ей Благую Весть: известить о том, что через Неё должны осуществиться пророчества, и придёт в мир Спаситель. Потому и праздник называется Благовещение.
Евангелие от Луки повествует:
Евангелие не описывает обстоятельств этой встречи. Мы не знаем, где она происходила и чем Дева Мария занималась в то время, когда Архангел Гавриил пришёл к ней с Благой Вестью. Согласно одним апокрифам, Она была дома и читала Ветхий Завет.
Согласно другим повествованиям, Она пряла. Согласно третьим, Она находилась у источника, из которого носила воду. Поэтому существует три типа икон, изображающих сцену Благовещения.
На некоторых иконах Благовещения Архангел Гавриил протягивает Деве Марии лилию, символ Благой Вести, символ чистоты. Поэтому не удивительно, что есть Богородичные иконы, на которых Пресвятая изображена с лилией, полученной от Архангела Гавриила.
Чудо с лилиями
Панагия-Крини
Впервые это произошло в 1953 году. Тогда сильное землетрясение разрушило деревенскую церковь. Местные жители повествуют, что увидели ночью свет над руинами и нашли там ту самую икону Богородицы.
На иконе нарисована лилия, та самая, которую принёс Деве Марии Архангел Гавриил. Икону разместили во вновь построенной, на другом уже месте, церковь. А на руинах прежней церкви выросла лилия.
Лилию эту принесли к иконе. Она стояла за стеклом иконы, потом засохла, а через несколько месяцев, в августе, на ней расцвели новые цветы. Теперь это чудо повторяется ежегодно.
Лилии на Кефалонии цветут обычно зимой. Их собирают в апреле, когда они уже совсем сухие. А на праздник Благовещение Пресвятой Богородицы приносят в храм, к иконе.
лилии расцвели вновь
Лилии всё лето стоят за стеклом у иконы, без воды. А почти через пять месяцев, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, они вновь расцветают. Расцветшие лилии раздают молящимся. Стебли у них совсем сухие, а цветы живые.
Ожившие лилии
Сухие цветы оживают в знак того, что Бог – Источник Жизни, имеет власть и над законами природы. Потому, что законов природы не существует, а существуют только законы Божии, по которым живёт природа. И, когда нужно, Законодатель-Творец эти законы отменяет для Славы Своей и для нашего вразумления и спасения.
Сколько всего икон Богородицы?
Точную цифру назвать сложно. Приблизительно — около 700, и их количество увеличивается — появляются новые образы и названия, которые почитаются Церковью наравне с другими. Не нужно путать название и тип иконы: к одному типу может относиться несколько сотен образов.
Сколько типов икон Богородицы?
Единого мнения на этот счет нет, богословы и иконописцы называют до 9 типов икон. Среди них есть три основных: Оранта, Елеуса и Одигитрия. Выделяют еще Акафистный тип, но он не считается самостоятельным.
Оранта
Одигитрия
Елеуса
Акафистный тип
Все равно сложно. Как понять, перед какой иконой я стою?
Благодарим за помощь в подготовке материала заведующую кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института св. апостола Андрея (ББИ) и преподавателя Коломенской духовной семинарии Ирину Константиновну Языкову.
Читайте также: