И ньютон счел целесообразным выбрать семь основных цветов по аналогии с

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Судьбы идей не менее удивительны, чем судьбы людей. Иногда они переплетаются в чудный узор, которому не подвластно даже время.
И этот узор, меняя свои очертания, с течением времени становится все более информативным. Каждое поколение читает его по-иному, находит в нем новые мотивы и черпает вдохновение, преклоняясь перед мудростью древних.

Интересно и поучительно следить за развитием познания истины. Это и блуждание, будто в потемках, когда многие годы не видно выхода из тупика. Это и раннее озарение, далеко опередившее свое время и еще не понятное равнодушным современникам. Наконец, это и упорное, настойчивое, кропотливое собирание истины по крупицам, тяжелый труд, приносящий не сравнимую ни с чем награду — созерцание истины.

Говорят, истина капризна и непостоянна. На протяжении веков в человеческой культуре, как в калейдоскопе, менялись религиозные, этические и эстетические истины. Но наш разговор не о них.

Научная истина, если это действительно истина, отличается редким постоянством. Законы Ньютона не устарели, хотя им уже почти 300 лет. Геометрическую оптику никто не отменял, хотя сегодня уже эра квантовой оптики. А как же тогда воспринимать специальную теорию относительности и нелинейную оптику?

Действительно, и теория относительности, и нелинейная оптика внесли много нового в наше понимание природы. Оказалось, что масса тела зависит от скорости, а световые лучи могут сами собой собираться в фокус. Этого ни классическая механика, ни геометрическая оптика предвидеть не могли. Но новые явления проявляются только в новых условиях: масса зависит от скорости только при скоростях, близких к скорости света, а самофокусировка происходит только в световых пучках очень большой энергии. При нормальных условиях эти эффекты пренебрежимо малы, а классическая механика и геометрическая оптика как действительно научные истины справедливы всегда, когда условия соответствуют условиям применения этих законов.

Научные истины

Уметь слушать тишину —

Значит, быть способным

Гёте, присутствующий во всех учебниках литературы, предан забвению в учебниках по естествознанию. Справедливо ли это? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Работая в полиграфии и занимаясь более 26 лет синтезом цвета на оттиске, я не встречал в научно-технической литературе по полиграфии и смежным областям упоминания имени Гёте. Оно неоправданно предано забвению в учебниках и научных статьях о цвете в полиграфии. В последнее время в журнальных статьях, где рассматривается работа с цветными изображениями, с аппаратными и программными средствами по обработке цветных изображений, Гёте был процитирован, однако только в виде эпиграфа.

Природа

И.-В. Гёте

Природа! Окруженные и охваченные ею, мы не можем ни выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть. Непрошеная, нежданная, захватывает она нас в вихрь своей пляски и несется с нами, пока, утомленные, мы не выпадем из рук ее.

Она творит вечно новые образы; что есть в ней, того еще не было; что было, не будет, все ново — а все только старое. Мы живем посреди нее, но чужды ей. Она вечно говорит с нами, но тайн своих не открывает. Мы постоянно действуем на нее, но нет у нас над нею никакой власти.

Кажется, все основывает она на личности, но ей дела нет до лиц. Она вечно творит и вечно разрушает, но мастерская ее недоступна. Она вся в своих чадах, а сама мать, где же она? Она единственный художник: из простейшего вещества творит она противоположнейшие произведения, без малейшего усилия, с величайшим совершенством и на все кладет какое-то нежное покрывало. У каждого ее создания особенная сущность, у каждого явления отдельное понятие, а все едино.

Она дает дивное зрелище; видит ли она его сама, не знаем, но она дает для нас, а мы, незамеченные, смотрим из-за угла. В ней все живет, совершается, движется, но вперед она не идет. Она вечно меняется, и нет ей ни на мгновение покоя. Что такое остановка, она не ведает, она положила проклятие на всякий покой. Она тверда, шаги ее измерены, уклонения редки, законы непреложны. Она беспрерывно думает и мыслит постоянно, но не как человек, а как природа. У нее свой собственный, всеобъемлющий смысл, но никто его не подметит.

Все люди в ней, и она во всех. Со всеми дружески ведет она игру, и чем больше у нее выигрывают, тем больше она радуется. Со многими так скрытно она играет, что незаметно для них кончается игра.

Даже в неестественном есть природа. На самом грубом филистерстве лежит печать ее гения. Кто не видит ее повсюду, тот нигде не видит ее лицом к лицу. Она любит себя бесчисленными сердцами и бесчисленными очами глядит на себя. Она расчленилась для того, чтобы наслаждаться собою. Ненасытно стремясь передаться, осуществиться, она производит все новые и новые существа, способные к наслаждению.

Она радуется мечтам. Кто разбивает их в себе или в других, того наказывает она, как страшного злодея. Кто ей доверчиво следует, того она прижимает, как любимое дитя, к сердцу.

Нет числа ее детям. Ко всем она равно щедра, но у нее есть любимцы, которым много она расточает, много приносит в жертву. Все великое она принимает под свой покров.

Из ничтожества выплескивает она свои создания и не говорит им, откуда они пришли и куда идут. Они должны идти: дорогу знает только она.

У нее мало стремлений, но они вечно деятельны, вечно разнообразны.

Зрелище ее вечно ново, ибо она непрестанно творит новых созерцателей. Жизнь — это ее лучшее изобретение; смерть для нее средство для бульшей жизни.

Она окружает человека мраком и гонит его вечно к свету. Она приковывает его к земле и отрывает его снова.

Она дает потребности, ибо любит движение, и с непонятною легкостью возбуждает его. Каждая потребность есть благодеяние, быстро удовлетворяется и быстро опять возникает. Много новых источников наслаждения в лишних потребностях, которые дает она; но все опять приходит в равновесие. Каждое мгновение она употребляет на достижение далекой цели, и каждую минуту она у цели. Она само тщеславие, но не для нас — для нас она святыня.

Она позволяет всякому ребенку мудрить над собой; каждый глупец может судить о ней. Тысячи проходят мимо нее и не видят; всеми она любуется и со всеми ведет свой расчет. Ее законам повинуются даже и тогда, когда им противоречат; даже и тогда действуют согласно с ней, когда хотят действовать против нее. Всякое ее деяние благо, ибо всякое необходимо; она медлит, чтобы к ней стремились; она спешит, чтобы ею не насытились.

У нее нет речей и языка, но она создает тысячи языков и сердец, которыми она говорит и чувствует.

Венец ее — это любовь. Любовью только приближаются к ней. Бездны положила она между созданиями, и все создания жаждут слиться в общем объятии. Она разобщила их, чтобы опять соединить. Одним прикосновением уст к чаше любви искупает она целую жизнь страданий.

Она все. Она сама себя и награждает, и наказывает, и радует, и мучит. Она сурова и кротка, любит и ужасает, немощна и всемогуща. Все в ней непрестанно. Она не ведает прошедшего и будущего; настоящее ее — вечность.

Она добра. Я славословлю ее со всеми ее делами. Она премудра и тиха. Не вырвешь у нее признания в любви, не выманишь у нее подарка, разве добровольно подарит она. Она хитра, но только для доброй цели, и всего лучше не замечать ее хитрости. Она целостна и вечно недокончена.

Как она творит, так можно творить вечно.

Каждому является она в особенном виде. Она скрывается под тысячью имен и названий, и все одна и та же.

Она ввела меня в жизнь, она и уведет. Я доверяю ей. Пусть она делает со мной, что хочет. Она не возненавидит своего творения. Я ничего не сказал о ней. Она уже сказала, что истинно и что ложно.

Все ее причина и ее заслуга.

Природа была для Гёте пробным камнем во всем. Он, может быть, оттого и считал себя рожденным для эстетического, что из всех форм человеческих деяний одно лишь искусство в наивысших своих образцах казалось ему до конца хранящим верность Природе. В искусстве он видел продолжение природы другими, более высокими средствами.

Цвет по Гёте

Воспитанным на физике цвета по Ньютону трудно понять, а еще труднее воспринять такой взгляд на цвет, какой предлагает Гёте. Но не будем спешить с выводами и уподобляться людям, считающим, что все, что непонятно — неверно и недостойно внимания. Гении, даже если они и ошибались, наверное, имели на это веские основания.

Цвет по Ньютону

Обрати лицо к солнечному свету,
и ты не увидишь тени.

Борьба с ньютонианством выходила за рамки естественно-научной проблематики и вырастала до духовной культуры в целом; борьба за свет оказывалась борьбой за духовность, за очеловеченное мировоззрение. Цвет был конкретным предлогом, речь же шла не о цвете, а о человеке.

Исаак Ньютон. С портрета Джеймса Торнхилла, ок. 1709-1712 гг.

Исаак Ньютон. С портрета Джеймса Торнхилла, ок. 1709-1712 гг.

Учение Ньютона покоится на мысли о комбинированной природе света, заключающего в себе цвета. Ньютона не интересует ничто, кроме математически-количественных характеристик: от 400 до 800 биллионов колебаний частицы в секунду; Гёте же интересует всё, вплоть до чувственно-моральных воздействий цвета. Цвет — это целый мир, включающий разнообразнейшую гамму переживаний. Он — живопись и математика, нравственность и эстетика, медицина и быт.

Цвет Ньютона не нуждается в глазе: ему совершенно безразлично, кто с ним имеет дело — дизайнер, полиграфист, водитель или текстильщик (не будем перебирать множество других факторов, кроме профессии, таких как возраст, национальность, пол, образование, здоровье). Свет и тьму, мир красок вообще Ньютон принимал как нечто объективно существующее, не понимая, что их существование — результат зрительных способностей людей.

Гёте написал эти слова, когда ему оставался год жизни. Он, Гёте, словно гигантская речная система из родников, потоков и рек, втягивал в себя всё, с годами уподобляясь всему и уподобляя все небывалому образцу своей индивидуальности.

Литература по теме

Борн М. Моя жизнь и взгляды. М.: Прогресс, 1973.

Вавилов С. Глаз и Солнце. М.: Наука, 1976.

Вуд Р. Физическая оптика. М-Л.: ОНТИ, 1936.

Грегори Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970.

Джадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. М.: Мир, 1978.

Зайцев А., Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986.

Иттен И. Искусство цвета. М.: Д.Аронов, 2000.

Кандинский В. О духовном в искусстве (живопись). Л., 1990.

Капра Ф. Дао физики. М.: Гелиос, 2002.

Кастанеда К. Колесо времени. М.: София, 2003.

Лем С. Сумма технологии. М.: АСТ, 2002.

Максвелл Д. К. Статьи и речи. М.: Наука, 1968.

Свасьян К. Гёте. М.: Мысль, 1989.

Ньютон И. Математические начала натуральной философии. Оптика. Ленинградское областное издательство, 1931.

Штейнер Р. Очерки теории познания Гётевского мировозрения. М.: Парсифаль, 1993.

Стефанов С., Тихонов В. Цвет ready-made, или Теория и практика цвета. М.: Репроцентр М., 2006.

Стефанов С., Тихонов В. Цвет в полиграфии, и не только. М.: Репроцентр М., 2003.

Шиффман Х. Ощущение и восприятие. 5-е изд., М.: ПИТЕР, 2003.

Шпенглер О. Закат Европы. Том 1. Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1993.

Цветовой круг Ньютона является абстрактной иллюстративной организацией цветовых оттенков по кругу, который показывает взаимосвязь между основными цветами, а также вторичными, третичными и так далее.

цветовой круг ньютона

Цветовое колесо

Некоторые источники используют термины "цветовое колесо" и "цветовой круг" как взаимозаменяемые. Оба понятия могут быть более распространены в определенных областях, например, название "цветовое колесо" используется для механических вращающихся устройств. Существуют и другие смежные понятия: цветной диск, диаграммы цвета и цветовая гамма. Расположение подобрано в соответствии с длинами световых волн.

исаак ньютон цветовой круг

Первый цветовой круг возник практически одновременно с ранними мистическими теориями цвета. Это было отражено в трудах знаменитых мистиков и физиков-исследователей XVII-XX века. Наряду с Ньютоном были Гете, Иттен, Манселл, Филд и другие. Мистические разноцветные круги нашли свое практическое применение в первую очередь в живописи. Цветовой круг Ньютона (фото которого размещено в статье) в настоящее время - важный базовый инструмент калористики.

цветовой круг ньютона фото

Исаак Ньютон: систематизация цветового круга

Аранжировкой спектральных цветов в круге занимался сэр Исаак Ньютон, согласно расчетам которого результирующий цвет зависит от удельного веса, нахождения барицентра и интерпретации радиального расстояния (от центра окружности к центру тяжести). Таким образом, цветовой круг Ньютона является предшественником современной диаграммы.

ньютон систематизация цветового круга

Психофизическая теория цветового круга восходит к раннему цветовому треугольнику Томаса Янга, работа которого была позже расширена Джеймсом Максвеллом и Германом фон Гельмгольцем. Последние выдвинули предположение о том, что глаз содержит рецепторы, которые реагируют на три различные первичные ощущения, называемые спектрами света. Как показал Максвелл, все оттенки, но не все цвета, могут быть созданы из трех основных - красный, зеленый и синий, если они смешиваются в нужных пропорциях.

цветовой круг ньютона

Цветовые схемы

Логические комбинации цветов используются для целого ряда средств массовой информации. Например, использование белом фона с черным текстом является примером общей цветовой схемы по умолчанию в веб-дизайне. Чаще всего используются два цвета, которые хорошо смотрятся вместе. Эти схемы применяются для создания стиля и привлекательности, а также вызывают эстетическое чувство сочетаемости.

цветовой круг ньютона

Более продвинутые конструкции включают в себя несколько цветов в сочетании, как правило, основанные вокруг одного цвета, например, текст с такими цветами, как красный, желтый, оранжевый и светло-голубой, расположенными вместе на черном фоне в статье журнала. Схемы могут также содержать различные оттенки одного цвета, начиная от очень светлого (почти белого) и заканчивая очень темным.

цветовой круг ньютона

Ньютон и цветовой спектр

Цветовой круг Ньютона является удобным способом суммирования добавок для смешивания свойств цветов, основные из которых называются комплементарными и располагаются друг напротив друга. Порядок их размещения напрямую связан с длиной волны соответствующих спектров. В конце 1660-х годов Ньютон начинает экспериментировать со световым феноменом.

исаак ньютон цветовой круг

В то время считали, что свет - это противоположность тьме. Наше современное понимание света и цвета начинается с Исаака Ньютона (1642-1726 гг.) и серии экспериментов, которые он публикует в 1672 году. Он является первым, кто распознал радугу - при помощи призмы преломил белый свет, который, в свою очередь, засиял радужными оттенками.

цветовой круг ньютона

Знаменитое круговое расположение спектральных цветов появилась в 1704 году в Англии. Оригинальный цветовой круг Ньютона включает в себя красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой синий, ультрамарин синий, фиолетовый синий. Художники были очарованы наглядной демонстрацией, которую предоставил Исаак Ньютон. Цветовой круг - это его самая полезная идея для живописцев, которая состояла в концептуальном расположении цветов вокруг окружности. Такая диаграмма стала моделью для многих цветовых систем XVIII-XIX веков. Многие дизайнеры брали на вооружение это открытие для создания привлекательной палитры разнообразных оттенков.

цветовой круг ньютона фото

Классификация

Основными цветами считаются синий, красный и желтый. Соответствующие вторичные - это зеленый, оранжевый и фиолетовый (или сиреневый). Третичные цвета, образованные от смешения первичных с вторичными, включают в себя сочетания: зеленый-желтый, желтый-оранжевый, оранжево-красный, красно-фиолетовый, фиолетово-синий и сине-зеленый.

ньютон систематизация цветового круга

Одна из современных классификаций, используемых дизайнерами, подразумевает следующее деление цветов:

Цветовой круг - основной инструмент для комбинирования цветов. Первую круговую цветовую схему разработал Исаак Ньютон в 1666 году.

Цветовой круг спроектирован так, что сочетания любых цветов, выбранных из него будут хорошо смотреться вместе. На протяжении многих лет было сделано множество вариаций базового проекта, но самая распространенная версия представляет собой круг из 12 цветов.

Цветоведение. Цветовой круг

Основные цвета

Цветовой круг построен на фундаменте трех цветов, красный, желтый и синий. Они называются основными цветами. Именно эти первые три цвета будут создавать остальные цвета на круге при смешивании. Ниже приведен пример простейшего цветового круга с использованием только основных цветов.

Основные цвета

Вторичные цвета

Вторичные цвета - это цвета, которые создаются при смешении двух основных цветов. При смешивании желтого и синего создается зеленый, желтый и красный создает оранжевый, синий и красный создает фиолетовый. Ниже приведен пример цветового круга, с добавленными вторичными цветами на внешнем кольце.

Вторичные цвета

Третичные цвета

Третичные цвета создаются при смешивании первичного и вторичного цвета или двух вторичных цветов вместе. Ниже приведен пример цветового круга с третичными цветами на внешнем кольце.

Цветовой круг с двенадцатью цветами

Цветовой круг не ограничивается двенадцатью цветами, поскольку за каждым из этих цветов имеется вереница разных оттенков. Их можно получить при добавлении белого, черного или серого. При этом цвета будут изменяться в сторону насыщенности, яркости и светлоты. Количество всевозможных сочетаний практически безгранично.

Цветовой круг

Основные приемы создания цветовых схем

Цветовые Сочетания

Цветовая Гармония - основные приемы создания цветовых схем

Красный, синий и желтый являются основными цветами. Когда смешивается красный и желтый, получается оранжевый; смешать синий и желтый, получится зеленый цвет; при смешивании красного и синего, получится фиолетовый. Оранжевый, зеленый и фиолетовый являются вторичными цветами. Третичные цвета, как красно-фиолетовый и сине-фиолетовый получаются путем смешивания основных цветов с вторичным цветом.

Согласно теории цвета, гармоничные цветовые сочетания получаются из двух любых цветов, расположенных друг против друга на цветовом круге, любые три цвета, равномерно распределенные по цветовому кругу, образуя треугольник, или любые четыре цвета, образующие прямоугольник. Гармоничные сочетания цветов называются цветовыми схемами. Цветовые схемы остаются гармоничными вне зависимости от угла поворота.

Хотите научиться рисовать? Онлайн школы рисования.

Основные цветовые схемы

Комплементарные или дополнительные цвета

Комплементарными или дополнительными цветами являются любые два цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Например, синий и оранжевый, красный и зеленый. Эти цвета создают высокий контраст, поэтому они используются, когда надо что-то выделить. В идеале, использовать один цвет как фон, а другой в качестве акцента. Поочередно можно использовать здесь и оттенки; легкий голубоватый оттенок, например, контрастирует с темно-оранжевым.

Комплементарные или дополнительные цвета

Классическая триада

Классическая триада это сочетание трех цветов, которые в равной степени отстоят друг от друга на цветовом круге. Например, красный, желтый и синий. Триадная схема также обладает высокой контрастностью, но более сбалансированной, чем дополнительные цвета. Принцип здесь состоит в том, что один цвет доминирует и акцентирует с двумя другими. Такая композиция выглядит живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Классическая триада в цветоведении

Аналоговая триада

Аналоговая триада: сочетание от 2 до 5 (в идеале от 2 до 3) цветов, находящихся рядом друг с другом на цветовом круге. Примером могут служить сочетания приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Аналоговая триада в цветоведении

Контрастная триада (сплит - дополнительных цветов)

Использование сплит - дополнительных цветов, дает высокую степень контрастности, но не настолько насыщенных, как дополнительный цвет. Сплит дополнительные цвета дают большую гармонию, чем использование прямого дополнительного цвета.

Контрастная триада (сплит - дополнительных цветов)

Тетрада - сочетание четырех цветов

Эта схема включает в себя один основной и два дополнительных цвета, плюс дополнительный цвет, который подчеркивает акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, оранжево-красный, оранжево-желтый.

Это самая сложная схема. Она предлагает большее разнообразие цвета, чем какая-либо другая схема, но если все четыре цвета используются в равных количествах, то схема может выглядеть несбалансированной, поэтому нужно выбрать один цвет доминирующим. Надо избегать использования чистого цвета в равных количествах.

Тетрада - сочетание четырех цветов

Квадрат

Сочетание 4 цветов, равноудаленных друг от друга на цветовом круге. Эти цвета отличаются друг от друга по тону, но также дополняют друг друга. Пример: фиолетовый, оранжево-красный, желтый, сине-зеленый.

Квадрат

Теплые и холодные цвета

В цветовом круге, есть еще одно разделение: теплые и холодные цвета. У каждого цвета своя цель передать эмоции. Теплые тона доставляют энергию и радость, в то время как холодные цвета передают спокойствие и мир. Разделение на цветовом круге дает представление о том, какие цвета теплые, а какие холодные.

Цвет - одно из наиболее сильных средств информационного, эмоционального и эстетического воздей­ствия. Им занимается целый ряд научных дисциплин, каждая из которых изу­чает цвет с интересующей ее стороны.

Физикуинтересует энер­гетическая природа цвета и воз­можность его измерения, физиологию – процесс восприятия светового излу­чения человеком и превращения его в цвет, психо­логию – проблема воспри­ятия цвета и воздействия его на психику, его способ­ность вызывать различные эмоции. В измерении цвета большую роль играет психофизика – наука, изу­чающая взаимоотношения между физически измеряемыми стимулами* и ощу­щениями, вызываемыми этими стимулами. Анализ категоризации цвета в структуре сознания субъекта, причины и закономерности существования цве­товых значений, правила их порождения и функционирования являются пред­метом психосемантики цвета [14].

Историю классификации цвета можно подразделить на 2 больших пе­риода – с доисторических времен до ХVI века и с ХVII века до наших дней (детально см. по книгам Мироновой Л.Н. [] ).

Затем к этой триаде присоединились желтый цвет земли (у греков и китай­цев), синий цвет неба (у китайцев и египтян) и зеленый цвет растительности (у всех народов). В эллинистическую пору античной культуры появляются другие способы классификации – цвета делят на благородные и низкие, культурные и варварские, темные и яркие.

Развитие культуры привело к усложению классификации цвета. В сред­невековой Европе, где основой жизни являлась христиан­ская религия и её догматы – цвета подразделялись на божественные и богопро­тивные. В христианском мистицизме рай выражен синим, ад – красным, земля – желтым. Серый и коричневый – презираемы. В эпоху Возрождения в Европе пользуются как античной, так и средневековой классификациями цвета.

Развитие науки о цвете. Ренессансная наука о цвете вобрала в себя все, что было добыто предшествующими веками: учения материалистов Древней Греции, метафизику Аристотеля, мистику Платона, средневековую символику света и цвета, оптику Альхазена и Вителло. В это же время возникли зачатки объективного физико-оптического знания о цвете и цветовом зрении, понятые и развитые лишь века спустя. Это работы Леона Баттисты Альберти, Леонардо да Винчи, Вазари, Филесия, Телезио, Фичино, Райма, Лаплаццо.

Ученые, внесшие вклад в науку о цвете.В развитие науки о цвете внесли вклад ученые – физики, химики, физиологи, ма­тематики, психологи, а также практики, занимающиеся окраской тканиили гравировкой, худож­ники, поэты, философы, этнографы, лингвисты.

Фундамент современных представлений о физической природе цвета и точной терминологии по цвету заложил Исаак Ньютон (1643–1727 гг.), объяснив физическую при­роду цвета с использованием точной терминологии. Открыв зависимость между преломлением света и цветом, он первым попытался систематизировать мир цветов. Ньютон обнару­жил, что луч белого света можно разложить на составляющие цвета (рис. 2.1).



Рис. 2.1. Эксперимент Ньютона

Получен­ную непрерывную серию цветов он назвалспектром,описал порядок следо­вания цветов в нем идал им наименования: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, индиго, фио­летовый. Следует обратить внимание на то, что это не отдельные цвета, а цветовые области. Считают, что Ньютон ввел семь наиме­нований по аналогии с семью нотами в музыке. Этот порядок мы запомнили со школьных времен как:каждыйохот­никжелаетзнать, гдесидитфазан (при замене наименования индиго на принятое в русском языке синий). Он был первым, кто расположил цвета спектра в форме цветового круга(рис. 2.2) [22].

Понятие цветового круга оказало огромное воздействие на развитие науки о цвете (систематизации цвета) и ее применения на практике.


Рис. 2.2. Цветовой круг И. Ньютона

До середины XIX столетия противоречивые теории учения о цвете соеди­нить не удавалось. Ньютон утверждал, что соединение всех спектральных цве­тов дает белый цвет, художники ссылались на то, что соединение пигментов разных цветов дает темно-серый цвет.

Рис.2.3 Аддитивное сложение цветов

Рис. 2.4 Субтрактивное сложение цветов

Первичными субтрактивными цветами являются: желтый, пурпурный и голубой. Две триады цветов (именуемые по первым буквам английских наименований цветов, соответственно, RGB и CMY) образуют полный шестицветный цветовой круг, который нашел широчайшее применение в современной технике. Оказалось, что он соответствует цветовому кругу, предложенному Гете (см. ниже рис. 2.5). Этот круг в силу объективной природы цвета не может быть составлен из других цветов.

Открытие двух видов смешения оказало огромное влияние на все последующее развитие науки о цвете и на практическое применение цвета в современных компьютерных технологиях. Мониторы и сканеры могут применять аддитивную систему цветов, потому что это эмиссионные, или излучающие, устройства – они могут добавлять к темноте красный, зеленый и синий свет. Принтеры и типографские машины воспроизводят цвета на бумаге и других материалах, то есть имеют дело с отраженным светом. По этой причине в принтерах применяются субтрактивные цвета – голубой, пурпурный и желтый. Эти цвета являются дополнительными*к аддитивным. В модели аддитивного синтеза сочетания первичного аддитивного и первичного субтрактивного: синего и желтого, зеленого и пурпурного, красного и голубого цветов, подобранных в определенном соотношении, дают белый цвет.

Возникновение последовательного образа, уменьшение насыщенности ярко-красного цвета после длительного наблюдения Гельмгольц объяснил утомлением сетчатки. Для точной характеристики цвета он предложил использовать цвето­вой тон, насыщенность и светлоту (яркость). Гельмгольц использовал мысль Томаса Юнга о том, что цветовое зрение обусловлено возбуждением в зритель­ном нерве 3-х типов рецепторов и довел её до идеи кривых сложения. Знание функций цветового сложения сделало возможным то, что в настоящее время на­зываем "спектрофотометрическим методом цветовых измерений". Впоследствии работы Кёнига, Кольрауша, Шредингера, Лютера, Геринга, фон Криса, Рёша, Дитеричи привели к возможности измерений цвета.

Одними из первых исследований замечательного физика Джеймса КларкаМаксвелла были работы по физиологии и физике цветного зрения и колоримет­рии (1852–1872 гг.). В 1861г. Максвелл впервые продемонстрировал цветное изо­бражение, полученное от одновременного проецирования на экран красного, зелёного и синего диапозитивов, доказав этим справедливость трёхкомпонент­ной теории цветного зрения и одновременно наметив пути создания цветной фотографии. Он создал один из первых приборов для количественного измере­ния цвета.

Немецкий физиолог Эвальд Геринг (1834–1918 гг.) внес огромный вклад в учение о цвете, разделив его на физическую, физиологическую и психоло­гическую области. Сам он занимался исследованием процессов адаптации и опыта при оценке цвета в меняющихся условиях, цветовой памятью и констант­ностью цвета. В отличие от своих предшественников Геринг считал, что основными цветами являются не три, а четыре цвета. Он оперировал парами дополнитель­ных цветов: желтый – синий и красный – зеленый и полагал, что в сетчатке имеются три вещества, каждое из которых вызывает впечатление дополнитель­ных цветов. Ощущение желтого и красного возникает в процессе разложения цветочувствительного вещества, а зеленый и синий – в результате его восста­новления. К этим двум парам добавляется пара черный-белый.

Для характе­ристики цвета, в отличие от характеристик Гельмгольца, Оствальд предложил использовать долю абсолютного (полного, чистого) цвета, долю белого и долю черного. В сумме эти значения для каждого цвета составляют единицу. Эти характеристики впоследствии были использованы в других цветовых системах.

Эмпирический подход Гёте вынудил признать необходимость включения в полный цветовой круг неспектрального пурпурного цвета. Пурпурный цвет занимает свое законное место во всех современных цветовых системах.


Рис. 2.5 Цветовой круг Гете

Гете относился к цветам как к видимому выражению чувств – эмоциям и подразделял их в отношении друг к другу следующим образом: характерные, гармоничные, бесхарактерные и слабые. Самые гармоничные цвета – это те, которые расположены напротив друг друга, на концах диаметров цветового круга. Именно они вызывают друг друга и вместе образуют целостность и полноту, подобную полноте цветового круга.

В отличие от его симметричного круга, цветовой круг Ньютона с семью цветами и неравными углами, не показывал симметрию и взаимозависимость, которые Гёте расценивал как существенные особенности цвета.

Теория индукции, созданная Гете, впервые объяснила научным методом феномен цветовой гармонии. Он заметил, что всякий цвет порождает в органе зрения реакцию сопротивления этому пришедшему извне раздражителю. Происходит феномен автоиндукции: возникновение цвета, противоположного наблюдаемому. Так, красный порождает в органе зрения зеленый (требует зеленого), желтый требует фиолетового, синий - оранжевого. Теперь стало ясно, почему в живописи красный требует зеленого, а синий требует желтого.

То, что ставилось Гете в вину, – художественный метод, субъективизм, позволило великому немецкому поэту рассмотреть тонкие взаимосвязи между цветом и психикой человека. Метафора "светоносной души человека" получила в работе Гете убедительное подтверждение. В его учении правильные положения, касающиеся психологического воз­действия цвета, уживаются с неверными представлениями о физической при­роде света. Так, он считал, что белый свет представляет собой единое целое и неразложим.

У. Тернер (1775-1851 гг.) интересовался работами Исаака Ньютона, изучил книгу Гёте о цвете и на ее основе создал некоторые композиции.

Его исследования оказали ощутимое влияние на развитие науки о цвете. Один из основных принципов его теории: яркие, контрастирующие цвета, взятые в разумных пропорциях, не меняют своего оттенка, а напротив, делают друг друг более четкими, сочными. Когда же два подобных цвета взяты в небольших количествах и распространяются по поверхности, в результате получается практически новый цвет - уже тусклый и непривлекательный. Работа с красителями и крашением навела его на мысль об изучении взаимного влияния цветов. Каким образом следует смешивать цвета? Когда краски гармонируют и когда контрастируют? Результаты его исследований оказали большое влияние на улучшение художественной и эстетической ценности продукции не только на мануфактуре Гобелена, но и на других фабриках Франции. Благодаря достижениям Шевреля улучшилось качество цветной печати по ткани и бумаге, производство географических карт, мозаик и даже декоративное садоводство.

На принципах его теории импрессионисты разработали свой подход к цвету, включающий применение всей гаммы красок без смешивания, отделение локального цвета от цвета, окрашенного светом и расположение мельчайших точек чистого тона друг подле друга с таким расчетом, чтобы эти тона смешиваясь в глазу зрителя, создавали третий цвет. Этот химик разработал законы цветовой гармонии, принятые и в настоящее время. Они послужили основой развития пуантилизма. Его интересовали проблемы, возникающие при взаимодействии цветов на поверхности. Он установил, что эффект одновременного цветового контраста и цветовые сдвиги тем больше, чем ближе по размеру сравниваемые цвета и чем ближе они находятся друг к другу.

Позже интерес к книгам Шеврёля проявил художник Йозеф Альберс и представители школы оп-арт, искавшие пути повышения яркости цвета.

Неоимпрессионисты Жорж Сёра (1859-1891 гг.) и Поль Синьяк (1863-1935 гг.) оказались под глубоким влиянием книги Огдена Руда и применили свои знания при создании своих полотен.

Российские ученые XX века – колориметристы и светотехники: Н.Д. Ню­берг, С.В. Кравков, Г.Н. Раутиан, Л.И. Демкина, Н.Т. Федоров, М.М. Гуревич, В.В. Мешков, С. О. Майзель, Е. Б. Рабкин и множество специалистов, зани­мающихся цветовыми измерениями в различных отраслях промышленности, внесли большой вклад в науку о цвете и ее применение.

Читайте также: