И цветет дурман цветком багульник художественный прием
Добавил пользователь Владимир З. Обновлено: 19.09.2024
Анализ стихотворения Александра Андреевича Прокофьева "Алёнушка"
1Какие идеи передаёт поэт рассказывая о отчизне и природе?
2Как создаются поэтический образ:Что поэт лицезреет ,слышит,ощущает?
3Какие художественные средства подсобляют нам передать образы Отчизны и природы?
4Какаво настроение стихотворения (ритм)?Как вы это сообразили?
Антитеза.
- Константин
- Литература
- 2019-04-17 04:19:37
- 3
- 1
В. М. Васнецов. Аленушка.
А. А. Прокофьев.
Аленушка
Пруд заглохший весь в зеленоватой ряске,
В ней тростник качается, шумит
А на берегу, совершенно, как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
Прост венок, а нет его благовидней,
Красен от гвоздик, от лилий бел.
Тополиный на платьице голубом,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега травка, врываясь бешено,
Знать не желает, что мертва вода,
И цветет дурман с цветком багульник
Рядом у заглохшего пруда
Но кукушка на сосне кукует,
И дорожка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.
"Аленушка" Прокофьева на 1-ый взор посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, словно бы отражающие содержание картины: пруд заглохший (на картине перед нами не пруд, а лесное озеро, судя по изображенной растительности и камням моренного происхождения) , тростник качается (рогоз) , мертва вода (очевидно, этот эпитет связан с неподвижностью воды) . В то же время Прокофьев по-собственному будто дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например o венке на голове либо в руках у Аленушки :
Прост венок, а нет его благовидней,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье голубом,
С тополиных рощ он прилетел.
. .
Но кукушка на сосне кукует
И дорожка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.
На картине Васнецова у девицы на голове нет венка, нет тополиного пушка на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими своими добавлениями поэт желал выразить надежду на счастье, на солнечные деньки для Аленушки.
Цветовая палитра: зеленая ряска, красноватые гвоздики, белоснежные лилии, голубое платьице, золотые обручи света.
Стихотворение А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова Аленушка. Оно посвящено родной природе и Отчизне и было написаны, возможно, под впечатлением картины Васнецова. У этого стихотворения перекрестный метод рифмовки, ритм- хорей.
Александр Прокофьев выразил своё воспоминания от картины Васнецова Аленушка , передав в своём стихотворении любовь к родной земле.
Мысли и чувства от аленушки прокофьева. Сравнительный анализ стихотворений А. А. Прокофьева и Д. Б. Кедрина «Алёнушка
Пруд заглохший весь в зелёной ряске,
В ней тростник качается, шумит,
А на берегу, совсем как в сказке,
Милая Алёнушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветёт дурман-цветком багульник
Рядом, у заглохшего пруда.
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведёт,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладёт.
В произведении присутствуют мотивы красоты, грусти, живой природы, которая остается нормальной, даже в мертвой воде и дурман-цветке.
Аленушку Прокофьев описывает со стороны (милая Аленушка), но не раскрывает сюжета. Давая читателю самому домыслить чего это девушка в красивом платье, в венке не из полевых цветов сидит у старого пруда. Может она кого то ждет, о чем то мечтает или грустит, а может просто дремлет на летнем солнышке после обеда.
Александр Андреевич Прокофьев (1900-1971)
Прочитайте стихотворение, постарайтесь рассказать, какие картины нарисованы поэтом и какое настроение они передают вам.
Пруд заглохший весь в зелёной ряске,
В ней тростник качается, шумит,
А на берегу, совсем как в сказке,
Милая Алёнушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветёт дурман-цветком багульник
Рядом, у заглохшего пруда.
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведёт,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладёт.
Фонохрестоматия
2. Почему для обоих поэтов картина В. М. Васнецова стала символом Родины?
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворений, передав переход в стихотворении Прокофьева от зачарованной сказочной картины к звучащей, оживлённой солнечной панораме современного дня.
4. Удалось ли актрисе передать этот переход? Какими средствами выразительного чтения она это делает?
Цель : научить сопоставлять образы стихотворений, выделяя общее и различное в авторских позициях; развивать внимательное отношение к слову, умение определять авторские чувства в лирическом произведении и прослеживать их смену; воспитывать чувство любви к родине, бережное отношение к её природе и культуре.
Задачи: расширять словарный запас учащихся, совершенствовать монологическую речь, навыки самостоятельной и групповой работы.
1. Оргмомент: (приветствие, постановка цели и задач, актуализация знаний)
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Они пришли взглянуть на то, каких успехов вы добились в изучении литературы, заканчивая пятый класс.
В этом году на уроках литературы мы с вами говорили о поэзии, её особенностях, читали стихотворения о природе и о родине поэтов 19 и 20 веков, пытались их анализировать.
(Запись темы урока.)
Это будет наш первый опыт сопоставления, значит, чему должны научиться? Что значит сопоставить?
(Сравнить, найти общее и различия. Сопоставить – сравнивая, соотнести друг с другом для получения какого-нибудь вывода. Толковый словарь. С.И. Ожегов, Н.Ю.шведова.)
Но мы будем сравнивать не изображения, а произведения словесного творчества, значит, к чему необходимо присматриваться внимательнее?
(Присматриваемся к слову и его значению, именно словами изображённые картины мы представим и сопоставим)
Ещё важно, что мы будем сравнивать лирические произведения. Давайте вспомним, что отличает лирические произведения от произведений других родов литературы? Что изображается в лирике?
(Мысли и чувства автора, героев)
Как вы думаете, почему эти стихотворения можно сопоставить?
(Одинаково называются)
Можно предположить, что образ Алёнушки будет описан авторами одинаково. Тогда зачем сравнивать?
(Выяснить чувства, авторскую позицию одного и другого поэта)
Вспомните произведение, в котором впервые появился образ Алёнушки?
Какой вам представляется героиня сказки? Какова её внешность? Характер?
(Простая русская красавица, скромная девушка, с русой косой, в сарафане в цветочек или каком-нибудь ярком, в белой рубашке, в платочке, в лаптях, трудолюбивая и заботливая)
3. Выразительное чтение стихов:
Давайте прочитаем выразительно стихотворения поэтов. Слушайте внимательно и постарайтесь ответить на вопрос: Какова Алёнушка у каждого из поэтов?
(Читают в учебнике или наизусть подготовленные дети)
Итак, какой вы представили Алёнушку у разных поэтов? Какая вам больше понравилась?
(Ответы учащихся)
4. Словарная работа:
А теперь попробуем проанализировать. Сначала выясним значения непонятных слов. (Слова записаны на доске, детям раздаю толковые словари с закладками или карточки с выписанными из словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой словарными статьями)
Вотчина – на Руси до 18 века: родовое наследственное земельное владение.
Околица – 1. Изгородь вокруг деревни; вообще край деревни. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.
Лихой (Лихая сила) - приносящий беду, злой, тяжкий.
Ряска – водяное травянистое растение, имеющее форму мельчайших зелёных пластинок и образующее сплошной слой на поверхности стоячей воды.
Багульник – вечнозелёный болотный с одурманивающим запахом кустарничек семейства вересковых.
Нетленный – никогда не исчезающий, вечный.
Омут – 1. Водоворот на реке, образуемый встречным течением. 2. Глубокая яма на дне реки, озера.
(Ребята читают лексические значения, у многозначных слов выбирают наиболее точные, уточняют смыслы в сочетании с другими словами в стихотворных строках, некоторые записывают)
5. Работа в парах:
Сейчас я предлагаю вам самостоятельно в парах проанализировать некоторые строфы по вопросам. Потом мы обобщим, вместе построим схему на доске и в тетрадях и сформулируем выводы.
(Раздаю карточки с вопросами, прошу подписать свои фамилии на обороте, свои мысли, наблюдения, выводы записать на карточках))
Какие образы, слова создают ощущение покоя, тихого и спокойного места?
(По первым строфам стихотворений)
2 карточка (а)
По стихотворению А. Прокофьева. Прочитайте 2 строфу.
2 карточка (б)
По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 2 строфу.
3 карточка (а)
Какие слова помогают передать чувство тревоги, опасности?
3 карточка (б)
По стихотворению А. Прокофьева. Прочитайте 3 строфу.
Какие образы противопоставляет автор? Как показывает борьбу жизни и смерти?
4 карточка (а)
По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 3 строфу.
Какими словами поэт говорит о продолжении жизни? Какой он рисует родину?
4 карточка (б)
По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 4 строфу.
Какие чувства испытывает лирический герой? Что вспоминает?
4 карточка (в)
Какова Алёнушка?
(Дети обсуждают 5 минут.)
6. Обобщение (по вопросам карточек) и составление схемы на доске и в тетрадях:
Какие образы, слова создают ощущение тишины и покоя?
Прочитайте 2 строфу стихотворения А. Прокофьева. Что вы видите? Какую картину представляете? Для чего её рисует поэт? Что пытается нам передать?
(Поэт рисует прекрасную девушку, используя несколько деталей: венок из красных гвоздик и белых лилий и синее платье с рисунком, похожим на тополиный пух. Чувство восхищения красотой девушки и её близостью к природе)
Прочитайте 2 строфу в произведении Д. Кедрина. Какую картину вы представляете? Какое чувство рождается у читателя?
Какие слова помогают передать чувство тревоги, опасности? Как показывают борьбу жизни и смерти оба поэта? Какими словами поэты говорят о продолжении жизни?
Какие строки стихотворений говорят о течении времени, смене поколений, продолжении жизни? (по 3 и 4 строфам)
5. Формулирование выводов:
- Можно ли произведение Д. Кедрина считать стихотворением о сказочной героине? Какие чувства стремился передать нам автор? С чем он связывает образ Алёнушки?
- Является ли стихотворение А. Прокофьева словесным изображением картины В. И. Васнецова? (Рассматриваем внимательнее картину на доске или в учебнике с. 153)
- Почему оба поэта обращаются к образу Алёнушки, сказочной героини?
Выводы: Дмитрий Кедрин прямо обращается к малой Родине, связывая её образ со сказочными персонажами, вспоминая царевну Несмеяну, Алёнушку. Поэт говорит о терпеливости и смирении, стойкости и богатстве родной земли, гордится её традициями, говорит о связи поколений.
Александру Прокофьеву словами удалось не просто описать картину Васнецова, а оживить её. В печальном образе девочки-сиротки он увидел вечный сказочный образ Алёнушки и дал читателю почувствовать надежду на счастливый конец сказки, на продолжение жизни, оживив заглохший пруд золотыми лучами щедрого солнца.
Образы народных сказок всегда близки душе русского человека, напоминают о родной земле, малой родине, о детстве, о связи поколений.
(Оцениваю полные ответы учащихся, работу на уроке)
6. Домашнее задание:
Подберите любое стихотворение С. Есенина, Н. Рубцова, А. Прокофьева или других поэтов о родине и проанализируйте: (запись в тетрадь) Какие образы помогают автору передать любовь и уважение к Родине?
7. Рефлексия:
Что понравилось на уроке? Чему научились? Кому бы сказали спасибо за урок?
Дмитрий Борисович Кедрин.
Аленушка
Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна -
Родина неяркая моя!
Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.
Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Аленушки поешь…
Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!
Александр Андреевич Прокофьев
Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит
А на берегу, совсем, как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел.
Тополиный на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветет дурман с цветком багульник
Рядом у заглохшего пруда
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет
Николай Михайлович Рубцов
Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!
Бывает, что пыльный мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопится слишком:
- Я тоже отсюда уеду!
Среди удивленных девчонок
Храбрится, едва из пеленок:
- Ну что по провинции шляться?
В столицу пора отправляться!
Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу.
Старый Лондон пахнет ромом,
Жестью, дымом и туманом,
Но и этот запах может
Стать единственно желанным.
Ослепительный Неаполь,
Весь пронизанный закатом,
Пахнет мулями и слизью,
Тухлой рыбой и канатом.
Город Гамбург пахнет снедью,
Лесом, бочками и жиром,
И гнетущим, вездесущим,
Знаменитым добрым сыром.
А Севилья пахнет кожей,
Кипарисом и вервеной,
И прекрасной чайной розой,
Несравнимой, несравненной.
Вечных запахов Парижа
Только два. Они все те же:
Запах жареных каштанов
И фиалок запах свежий.
Есть чем вспомнить в поздний вечер,
Когда мало жить осталось,
То, чем в жизни этой бренной
Сердце жадно надышалось.
Но один есть в мире запах
И одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень,
Это русский запах снега.
Лишь его не может вспомнить
Сердце, помнящее много.
И уже толпятся тени
У последнего порога.
Чистка сосудов — что это?
Почему закупориваются сосуды?
Сосуды закупориваются по разным причинам, но чаще всего это происходит из-за холестериновых бляшек и отложения солей кальция (кальциноз). Механизм формирования таких закупорок сложнее, чем кажется, и он стоит за нашими бытовыми привычками — даже самыми безобидными на первый взгляд. Например, когда мы едим сильно соленую пищу, происходит сгущение крови и задержка жидкости — артериальное давление увеличивается. Когда мы испытываем стресс, вырабатываются гормоны адреналин и норадреналин — происходит сужение ключевых сосудов, а давление увеличивается, поскольку количество крови, которое необходимо протолкнуть сердцу, остается неизменным. В В обычном здоровом состоянии сосуды справляются с такими нагрузками, но со временем могут начаться серьезные проблемы, и это не только гипертоническая болезнь.
Причины атеросклероза
Таким образом, важно не просто правильно питаться, но и поддерживать функциональное состояние сердечно-сосудистой системы.
Хороший и плохой холестерин
Существует несколько видов липопротеидов (холестеринов). Плохими считаются липопротеиды низкой плотности (ЛПНП), но есть еще и хороший — липопротеиды высокой плотности (ЛПВП). Последний работает почти как антагонист плохого холестерина, позволяет контролировать липидный обмен — помогает в транспортировке веществ и детоксикации организма от плохого холестерина. Ниже мы расскажем, как поддерживать правильный баланс ЛПНП — ЛПВП и на что еще необходимо обратить внимание.
Профилактика атеросклероза сосудов
Избегайте продуктов с высоким уровнем холестерина
Ограничьте в рационе продукты животного происхождения с высоким содержанием холестерина: сало, жирное мясо, субпродукты, жирные молочные продукты и цельное молоко, яичный желток. Это не значит, что нужно совсем отказаться от белков и жиров животного происхождения. В меню должны преобладать овощи и фрукты, сложные углеводы и злаковые волокна, особенно клетчатка. Важно контролировать уровень сахара и не злоупотреблять сладким и мучным — шоколадные батончики и снеки лучше заменить на сладости из сухофруктов и орехи, и организм скажет вам спасибо.
Способ приготовления блюд тоже играет важную роль — прежде чем положить мясо или яичницу в масло на раскаленную шипящую сковородку, подумайте, возможно его лучше приготовить на пару? Нельзя? Хорошо, но для жарки лучше используйте растительные масла, например, оливковое.
Против жира и холестерина борются и цитрусовые, в частности вещество пектин, выделяемое из грейпфрута. Пектин - это растворимая клетчатка, которая содержится только в самих плодах цитрусовых, но отсутствует в соке.
Мы получаем холестерин из 2 основных источников. Большую часть холестерина (около 1 г в день) производит наша печень — и этого достаточно. Другую часть мы получаем непосредственно из пищи.
Занимайтесь спортом — тренируйте сердце и сосуды
Даже после перенесенного стентирования / шунтирования можно заниматься спортом и даже бегать марафон. Однако таким пациентам сначала довольно продолжительное время нужно принимать препараты и наблюдаться у врача. Пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями необходимо рассчитать допустимый уровень физической нагрузки и подобрать ее оптимальный вариант. Для этого существует велоэргометрия, которая позволяет снять нагрузочные пробы на аппарате, похожем на велосипед со специальными датчиками.
Проверьте свой уровень холестерина
Раз в год рекомендовано сдавать специальный анализ крови — липидограмму, чтобы посмотреть, есть ли повышение уровня общего холестерина или его фракций. Таким образом возможно своевременно понять, все ли хорошо с липидным обменом или необходима его медикаментозная коррекция.
Первичная профилактика атеросклероза закупорки сосудов также предполагает посещение кабинета терапевта или кардиолога 1 раз в год, даже если нет жалоб.
Вылечите пародонтоз, контролируйте уровень сахара и массу тела
В нашем организме все взаимосвязано. Доказано, что пациенты с пародонтозом, как пациенты с сахарным диабетом и избыточным весом, более предрасположены к атеросклерозу.
Измеряйте артериальное давление
Абсолютной нормой артериального давления взрослого человека считается показатель 120/80 мм ртутного столба, но в зависимости от индивидуальных особенностей организма возможны отклонения.
Контролируйте уровень кальция и баланс питательных веществ в организме
Ежедневно рекомендовано дополнительно принимать Омега-3 — в организме эти полезные жирные кислоты самостоятельно не синтезируется — и нужно есть очень много морепродуктов и салаты заправлять только льняным маслом, чтобы этот дефицит восполнить. Полиненасыщенные жирные кислоты Омега 3 — основа не только для крепких и чистых сосудов, но даже строительный материал для мозга. Среднестатистическому взрослому человеку в сутки рекомендовано 250 мг Омега 3 в течение всей жизни.
Витамин К3 препятствует тому, чтобы кальций вымывался из костей и осаждался на стенке сосудов. Больше всего К₂ содержится в продуктах ферментации: сыре и кисломолочных продуктах.
Также для сосудов крайне важны Витамин D и С, коэнзим Q10.
Соблюдайте питьевой режим, откажитесь от вредных привычек и высыпайтесь
Пейте чистую отфильтрованную воду в течение дня — около 1,5 л.
Допустимая норма алкоголя в день, которая еще не вредит вашему сердцу и сосудам — 1 бокал красного вина хорошего качества, от курения лучше совсем отказаться.
Извлечь максимальную пользу от сна можно в том случае, если вы спите все 7-8 часов в комфортной обстановке, без света и гаджетов, а просыпаетесь только по будильнику или без него.
Женщинам и мужчинам старше 40 лет
Пациентам старшей возрастной группы следует быть особенно внимательными к состоянию сердечно-сосудистой системы и первичной профилактике атеросклероза. По статистике, мужчины более подвержены этому заболеванию, и важную роль в этом играют гормоны.
В репродуктивный период в яичниках женщины вырабатываются половые эстрогены, которые регулируют содержание жиров в крови и препятствуют отложению холестерина на стенках сосудов, то есть защищают организм женщины от атеросклероза.
Во время менопаузы происходит угасание функции яичников, они перестают продуцировать эстроген, его содержание в крови резко падает. Это приводит к тому, что сердечно-сосудистые заболевания у женщин после менопаузы появляются в 5 раз чаще, чем до неё.
Поэтому в этом возрасте рекомендовано обратиться к гинекологу-эндокринологу, который может назначить менопаузальную гормональную терапию, если это необходимо. МГТ может не просто улучшить качество жизни и продлить ее, но и сохранить красоту изнутри.
Врачи центра кардиологии клиники Пирогова оказывают квалифицированную помощь пациентам, в вопросах лечения атеросклероза, профилактической диагностики, а также восстановления после стентирования, шунтирования, перенесенного инфаркта.
Записаться на прием к кардиологу или непосредственно к доктору Котельниковой Анне Николаевне можно через наш сайт.
Мысли и чувства от аленушки прокофьева. Сравнительный анализ стихотворений А. А. Прокофьева и Д. Б. Кедрина «Алёнушка
Пруд заглохший весь в зелёной ряске,
В ней тростник качается, шумит,
А на берегу, совсем как в сказке,
Милая Алёнушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветёт дурман-цветком багульник
Рядом, у заглохшего пруда.
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведёт,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладёт.
В произведении присутствуют мотивы красоты, грусти, живой природы, которая остается нормальной, даже в мертвой воде и дурман-цветке.
Аленушку Прокофьев описывает со стороны (милая Аленушка), но не раскрывает сюжета. Давая читателю самому домыслить чего это девушка в красивом платье, в венке не из полевых цветов сидит у старого пруда. Может она кого то ждет, о чем то мечтает или грустит, а может просто дремлет на летнем солнышке после обеда.
Александр Андреевич Прокофьев (1900-1971)
Прочитайте стихотворение, постарайтесь рассказать, какие картины нарисованы поэтом и какое настроение они передают вам.
Пруд заглохший весь в зелёной ряске,
В ней тростник качается, шумит,
А на берегу, совсем как в сказке,
Милая Алёнушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветёт дурман-цветком багульник
Рядом, у заглохшего пруда.
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведёт,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладёт.
Фонохрестоматия
2. Почему для обоих поэтов картина В. М. Васнецова стала символом Родины?
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворений, передав переход в стихотворении Прокофьева от зачарованной сказочной картины к звучащей, оживлённой солнечной панораме современного дня.
4. Удалось ли актрисе передать этот переход? Какими средствами выразительного чтения она это делает?
Цель : научить сопоставлять образы стихотворений, выделяя общее и различное в авторских позициях; развивать внимательное отношение к слову, умение определять авторские чувства в лирическом произведении и прослеживать их смену; воспитывать чувство любви к родине, бережное отношение к её природе и культуре.
Задачи: расширять словарный запас учащихся, совершенствовать монологическую речь, навыки самостоятельной и групповой работы.
1. Оргмомент: (приветствие, постановка цели и задач, актуализация знаний)
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Они пришли взглянуть на то, каких успехов вы добились в изучении литературы, заканчивая пятый класс.
В этом году на уроках литературы мы с вами говорили о поэзии, её особенностях, читали стихотворения о природе и о родине поэтов 19 и 20 веков, пытались их анализировать.
(Запись темы урока.)
Это будет наш первый опыт сопоставления, значит, чему должны научиться? Что значит сопоставить?
(Сравнить, найти общее и различия. Сопоставить – сравнивая, соотнести друг с другом для получения какого-нибудь вывода. Толковый словарь. С.И. Ожегов, Н.Ю.шведова.)
Но мы будем сравнивать не изображения, а произведения словесного творчества, значит, к чему необходимо присматриваться внимательнее?
(Присматриваемся к слову и его значению, именно словами изображённые картины мы представим и сопоставим)
Ещё важно, что мы будем сравнивать лирические произведения. Давайте вспомним, что отличает лирические произведения от произведений других родов литературы? Что изображается в лирике?
(Мысли и чувства автора, героев)
Как вы думаете, почему эти стихотворения можно сопоставить?
(Одинаково называются)
Можно предположить, что образ Алёнушки будет описан авторами одинаково. Тогда зачем сравнивать?
(Выяснить чувства, авторскую позицию одного и другого поэта)
Вспомните произведение, в котором впервые появился образ Алёнушки?
Какой вам представляется героиня сказки? Какова её внешность? Характер?
(Простая русская красавица, скромная девушка, с русой косой, в сарафане в цветочек или каком-нибудь ярком, в белой рубашке, в платочке, в лаптях, трудолюбивая и заботливая)
3. Выразительное чтение стихов:
Давайте прочитаем выразительно стихотворения поэтов. Слушайте внимательно и постарайтесь ответить на вопрос: Какова Алёнушка у каждого из поэтов?
(Читают в учебнике или наизусть подготовленные дети)
Итак, какой вы представили Алёнушку у разных поэтов? Какая вам больше понравилась?
(Ответы учащихся)
4. Словарная работа:
А теперь попробуем проанализировать. Сначала выясним значения непонятных слов. (Слова записаны на доске, детям раздаю толковые словари с закладками или карточки с выписанными из словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой словарными статьями)
Вотчина – на Руси до 18 века: родовое наследственное земельное владение.
Околица – 1. Изгородь вокруг деревни; вообще край деревни. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.
Лихой (Лихая сила) - приносящий беду, злой, тяжкий.
Ряска – водяное травянистое растение, имеющее форму мельчайших зелёных пластинок и образующее сплошной слой на поверхности стоячей воды.
Багульник – вечнозелёный болотный с одурманивающим запахом кустарничек семейства вересковых.
Нетленный – никогда не исчезающий, вечный.
Омут – 1. Водоворот на реке, образуемый встречным течением. 2. Глубокая яма на дне реки, озера.
(Ребята читают лексические значения, у многозначных слов выбирают наиболее точные, уточняют смыслы в сочетании с другими словами в стихотворных строках, некоторые записывают)
5. Работа в парах:
Сейчас я предлагаю вам самостоятельно в парах проанализировать некоторые строфы по вопросам. Потом мы обобщим, вместе построим схему на доске и в тетрадях и сформулируем выводы.
(Раздаю карточки с вопросами, прошу подписать свои фамилии на обороте, свои мысли, наблюдения, выводы записать на карточках))
Какие образы, слова создают ощущение покоя, тихого и спокойного места?
(По первым строфам стихотворений)
2 карточка (а)
По стихотворению А. Прокофьева. Прочитайте 2 строфу.
2 карточка (б)
По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 2 строфу.
3 карточка (а)
Какие слова помогают передать чувство тревоги, опасности?
3 карточка (б)
По стихотворению А. Прокофьева. Прочитайте 3 строфу.
Какие образы противопоставляет автор? Как показывает борьбу жизни и смерти?
4 карточка (а)
По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 3 строфу.
Какими словами поэт говорит о продолжении жизни? Какой он рисует родину?
4 карточка (б)
По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 4 строфу.
Какие чувства испытывает лирический герой? Что вспоминает?
4 карточка (в)
Какова Алёнушка?
(Дети обсуждают 5 минут.)
6. Обобщение (по вопросам карточек) и составление схемы на доске и в тетрадях:
Какие образы, слова создают ощущение тишины и покоя?
Прочитайте 2 строфу стихотворения А. Прокофьева. Что вы видите? Какую картину представляете? Для чего её рисует поэт? Что пытается нам передать?
(Поэт рисует прекрасную девушку, используя несколько деталей: венок из красных гвоздик и белых лилий и синее платье с рисунком, похожим на тополиный пух. Чувство восхищения красотой девушки и её близостью к природе)
Прочитайте 2 строфу в произведении Д. Кедрина. Какую картину вы представляете? Какое чувство рождается у читателя?
Какие слова помогают передать чувство тревоги, опасности? Как показывают борьбу жизни и смерти оба поэта? Какими словами поэты говорят о продолжении жизни?
Какие строки стихотворений говорят о течении времени, смене поколений, продолжении жизни? (по 3 и 4 строфам)
5. Формулирование выводов:
- Можно ли произведение Д. Кедрина считать стихотворением о сказочной героине? Какие чувства стремился передать нам автор? С чем он связывает образ Алёнушки?
- Является ли стихотворение А. Прокофьева словесным изображением картины В. И. Васнецова? (Рассматриваем внимательнее картину на доске или в учебнике с. 153)
- Почему оба поэта обращаются к образу Алёнушки, сказочной героини?
Выводы: Дмитрий Кедрин прямо обращается к малой Родине, связывая её образ со сказочными персонажами, вспоминая царевну Несмеяну, Алёнушку. Поэт говорит о терпеливости и смирении, стойкости и богатстве родной земли, гордится её традициями, говорит о связи поколений.
Александру Прокофьеву словами удалось не просто описать картину Васнецова, а оживить её. В печальном образе девочки-сиротки он увидел вечный сказочный образ Алёнушки и дал читателю почувствовать надежду на счастливый конец сказки, на продолжение жизни, оживив заглохший пруд золотыми лучами щедрого солнца.
Образы народных сказок всегда близки душе русского человека, напоминают о родной земле, малой родине, о детстве, о связи поколений.
(Оцениваю полные ответы учащихся, работу на уроке)
6. Домашнее задание:
Подберите любое стихотворение С. Есенина, Н. Рубцова, А. Прокофьева или других поэтов о родине и проанализируйте: (запись в тетрадь) Какие образы помогают автору передать любовь и уважение к Родине?
7. Рефлексия:
Что понравилось на уроке? Чему научились? Кому бы сказали спасибо за урок?
Дмитрий Борисович Кедрин.
Аленушка
Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна -
Родина неяркая моя!
Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.
Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Аленушки поешь…
Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!
Александр Андреевич Прокофьев
Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит
А на берегу, совсем, как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел.
Тополиный на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветет дурман с цветком багульник
Рядом у заглохшего пруда
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет
Николай Михайлович Рубцов
Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!
Бывает, что пыльный мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопится слишком:
- Я тоже отсюда уеду!
Среди удивленных девчонок
Храбрится, едва из пеленок:
- Ну что по провинции шляться?
В столицу пора отправляться!
Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу.
Старый Лондон пахнет ромом,
Жестью, дымом и туманом,
Но и этот запах может
Стать единственно желанным.
Ослепительный Неаполь,
Весь пронизанный закатом,
Пахнет мулями и слизью,
Тухлой рыбой и канатом.
Город Гамбург пахнет снедью,
Лесом, бочками и жиром,
И гнетущим, вездесущим,
Знаменитым добрым сыром.
А Севилья пахнет кожей,
Кипарисом и вервеной,
И прекрасной чайной розой,
Несравнимой, несравненной.
Вечных запахов Парижа
Только два. Они все те же:
Запах жареных каштанов
И фиалок запах свежий.
Есть чем вспомнить в поздний вечер,
Когда мало жить осталось,
То, чем в жизни этой бренной
Сердце жадно надышалось.
Но один есть в мире запах
И одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень,
Это русский запах снега.
Лишь его не может вспомнить
Сердце, помнящее много.
И уже толпятся тени
У последнего порога.
Читайте также: