И цветет дурман цветком багульник художественный прием

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Анализ стихотворения Александра Андреевича Прокофьева "Алёнушка"
1Какие идеи передаёт поэт рассказывая о отчизне и природе?
2Как создаются поэтический образ:Что поэт лицезреет ,слышит,ощущает?
3Какие художественные средства подсобляют нам передать образы Отчизны и природы?
4Какаво настроение стихотворения (ритм)?Как вы это сообразили?
Антитеза.

  • Константин
  • Литература
  • 2019-04-17 04:19:37
  • 3
  • 1

В. М. Васнецов. Аленушка.

А. А. Прокофьев.
Аленушка

Пруд заглохший весь в зеленоватой ряске,
В ней тростник качается, шумит
А на берегу, совершенно, как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
Прост венок, а нет его благовидней,
Красен от гвоздик, от лилий бел.
Тополиный на платьице голубом,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега травка, врываясь бешено,
Знать не желает, что мертва вода,
И цветет дурман с цветком багульник
Рядом у заглохшего пруда
Но кукушка на сосне кукует,
И дорожка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.

"Аленушка" Прокофьева на 1-ый взор посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, словно бы отражающие содержание картины: пруд заглохший (на картине перед нами не пруд, а лесное озеро, судя по изображенной растительности и камням моренного происхождения) , тростник качается (рогоз) , мертва вода (очевидно, этот эпитет связан с неподвижностью воды) . В то же время Прокофьев по-собственному будто дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например o венке на голове либо в руках у Аленушки :
Прост венок, а нет его благовидней,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье голубом,
С тополиных рощ он прилетел.
. .
Но кукушка на сосне кукует
И дорожка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.
На картине Васнецова у девицы на голове нет венка, нет тополиного пушка на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими своими добавлениями поэт желал выразить надежду на счастье, на солнечные деньки для Аленушки.
Цветовая палитра: зеленая ряска, красноватые гвоздики, белоснежные лилии, голубое платьице, золотые обручи света.
Стихотворение А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова Аленушка. Оно посвящено родной природе и Отчизне и было написаны, возможно, под впечатлением картины Васнецова. У этого стихотворения перекрестный метод рифмовки, ритм- хорей.
Александр Прокофьев выразил своё воспоминания от картины Васнецова Аленушка , передав в своём стихотворении любовь к родной земле.

Мысли и чувства от аленушки прокофьева. Сравнительный анализ стихотворений А. А. Прокофьева и Д. Б. Кедрина «Алёнушка

Пруд заглохший весь в зелёной ряске,
В ней тростник качается, шумит,
А на берегу, совсем как в сказке,
Милая Алёнушка сидит.

Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.

С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветёт дурман-цветком багульник
Рядом, у заглохшего пруда.

Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведёт,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладёт.

В произведении присутствуют мотивы красоты, грусти, живой природы, которая остается нормальной, даже в мертвой воде и дурман-цветке.

Аленушку Прокофьев описывает со стороны (милая Аленушка), но не раскрывает сюжета. Давая читателю самому домыслить чего это девушка в красивом платье, в венке не из полевых цветов сидит у старого пруда. Может она кого то ждет, о чем то мечтает или грустит, а может просто дремлет на летнем солнышке после обеда.

Александр Андреевич Прокофьев (1900-1971)

Прочитайте стихотворение, постарайтесь рассказать, какие картины нарисованы поэтом и какое настроение они передают вам.

Пруд заглохший весь в зелёной ряске,
В ней тростник качается, шумит,
А на берегу, совсем как в сказке,
Милая Алёнушка сидит.

Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.

С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветёт дурман-цветком багульник
Рядом, у заглохшего пруда.

Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведёт,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладёт.


Фонохрестоматия

2. Почему для обоих поэтов картина В. М. Васнецова стала символом Родины?

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворений, передав переход в стихотворении Прокофьева от зачарованной сказочной картины к звучащей, оживлённой солнечной панораме современного дня.

4. Удалось ли актрисе передать этот переход? Какими средствами выразительного чтения она это делает?

Цель : научить сопоставлять образы стихотворений, выделяя общее и различное в авторских позициях; развивать внимательное отношение к слову, умение определять авторские чувства в лирическом произведении и прослеживать их смену; воспитывать чувство любви к родине, бережное отношение к её природе и культуре.

Задачи: расширять словарный запас учащихся, совершенствовать монологическую речь, навыки самостоятельной и групповой работы.

1. Оргмомент: (приветствие, постановка цели и задач, актуализация знаний)

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Они пришли взглянуть на то, каких успехов вы добились в изучении литературы, заканчивая пятый класс.

В этом году на уроках литературы мы с вами говорили о поэзии, её особенностях, читали стихотворения о природе и о родине поэтов 19 и 20 веков, пытались их анализировать.

(Запись темы урока.)

Это будет наш первый опыт сопоставления, значит, чему должны научиться? Что значит сопоставить?

(Сравнить, найти общее и различия. Сопоставить – сравнивая, соотнести друг с другом для получения какого-нибудь вывода. Толковый словарь. С.И. Ожегов, Н.Ю.шведова.)

Но мы будем сравнивать не изображения, а произведения словесного творчества, значит, к чему необходимо присматриваться внимательнее?

(Присматриваемся к слову и его значению, именно словами изображённые картины мы представим и сопоставим)

Ещё важно, что мы будем сравнивать лирические произведения. Давайте вспомним, что отличает лирические произведения от произведений других родов литературы? Что изображается в лирике?

(Мысли и чувства автора, героев)

Как вы думаете, почему эти стихотворения можно сопоставить?

(Одинаково называются)

Можно предположить, что образ Алёнушки будет описан авторами одинаково. Тогда зачем сравнивать?

(Выяснить чувства, авторскую позицию одного и другого поэта)

Вспомните произведение, в котором впервые появился образ Алёнушки?

Какой вам представляется героиня сказки? Какова её внешность? Характер?

(Простая русская красавица, скромная девушка, с русой косой, в сарафане в цветочек или каком-нибудь ярком, в белой рубашке, в платочке, в лаптях, трудолюбивая и заботливая)

3. Выразительное чтение стихов:

Давайте прочитаем выразительно стихотворения поэтов. Слушайте внимательно и постарайтесь ответить на вопрос: Какова Алёнушка у каждого из поэтов?

(Читают в учебнике или наизусть подготовленные дети)

Итак, какой вы представили Алёнушку у разных поэтов? Какая вам больше понравилась?

(Ответы учащихся)

4. Словарная работа:

А теперь попробуем проанализировать. Сначала выясним значения непонятных слов. (Слова записаны на доске, детям раздаю толковые словари с закладками или карточки с выписанными из словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой словарными статьями)

Вотчина – на Руси до 18 века: родовое наследственное земельное владение.

Околица – 1. Изгородь вокруг деревни; вообще край деревни. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.

Лихой (Лихая сила) - приносящий беду, злой, тяжкий.

Ряска – водяное травянистое растение, имеющее форму мельчайших зелёных пластинок и образующее сплошной слой на поверхности стоячей воды.

Багульник – вечнозелёный болотный с одурманивающим запахом кустарничек семейства вересковых.

Нетленный – никогда не исчезающий, вечный.

Омут – 1. Водоворот на реке, образуемый встречным течением. 2. Глубокая яма на дне реки, озера.

(Ребята читают лексические значения, у многозначных слов выбирают наиболее точные, уточняют смыслы в сочетании с другими словами в стихотворных строках, некоторые записывают)

5. Работа в парах:

Сейчас я предлагаю вам самостоятельно в парах проанализировать некоторые строфы по вопросам. Потом мы обобщим, вместе построим схему на доске и в тетрадях и сформулируем выводы.

(Раздаю карточки с вопросами, прошу подписать свои фамилии на обороте, свои мысли, наблюдения, выводы записать на карточках))

Какие образы, слова создают ощущение покоя, тихого и спокойного места?

(По первым строфам стихотворений)

2 карточка (а)

По стихотворению А. Прокофьева. Прочитайте 2 строфу.

2 карточка (б)

По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 2 строфу.

3 карточка (а)

Какие слова помогают передать чувство тревоги, опасности?

3 карточка (б)

По стихотворению А. Прокофьева. Прочитайте 3 строфу.

Какие образы противопоставляет автор? Как показывает борьбу жизни и смерти?

4 карточка (а)

По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 3 строфу.

Какими словами поэт говорит о продолжении жизни? Какой он рисует родину?

4 карточка (б)

По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 4 строфу.

Какие чувства испытывает лирический герой? Что вспоминает?

4 карточка (в)

Какова Алёнушка?

(Дети обсуждают 5 минут.)

6. Обобщение (по вопросам карточек) и составление схемы на доске и в тетрадях:

Какие образы, слова создают ощущение тишины и покоя?

Прочитайте 2 строфу стихотворения А. Прокофьева. Что вы видите? Какую картину представляете? Для чего её рисует поэт? Что пытается нам передать?

(Поэт рисует прекрасную девушку, используя несколько деталей: венок из красных гвоздик и белых лилий и синее платье с рисунком, похожим на тополиный пух. Чувство восхищения красотой девушки и её близостью к природе)

Прочитайте 2 строфу в произведении Д. Кедрина. Какую картину вы представляете? Какое чувство рождается у читателя?

Какие слова помогают передать чувство тревоги, опасности? Как показывают борьбу жизни и смерти оба поэта? Какими словами поэты говорят о продолжении жизни?

Какие строки стихотворений говорят о течении времени, смене поколений, продолжении жизни? (по 3 и 4 строфам)

5. Формулирование выводов:

  1. Можно ли произведение Д. Кедрина считать стихотворением о сказочной героине? Какие чувства стремился передать нам автор? С чем он связывает образ Алёнушки?
  2. Является ли стихотворение А. Прокофьева словесным изображением картины В. И. Васнецова? (Рассматриваем внимательнее картину на доске или в учебнике с. 153)
  1. Почему оба поэта обращаются к образу Алёнушки, сказочной героини?

Выводы: Дмитрий Кедрин прямо обращается к малой Родине, связывая её образ со сказочными персонажами, вспоминая царевну Несмеяну, Алёнушку. Поэт говорит о терпеливости и смирении, стойкости и богатстве родной земли, гордится её традициями, говорит о связи поколений.

Александру Прокофьеву словами удалось не просто описать картину Васнецова, а оживить её. В печальном образе девочки-сиротки он увидел вечный сказочный образ Алёнушки и дал читателю почувствовать надежду на счастливый конец сказки, на продолжение жизни, оживив заглохший пруд золотыми лучами щедрого солнца.

Образы народных сказок всегда близки душе русского человека, напоминают о родной земле, малой родине, о детстве, о связи поколений.

(Оцениваю полные ответы учащихся, работу на уроке)

6. Домашнее задание:

Подберите любое стихотворение С. Есенина, Н. Рубцова, А. Прокофьева или других поэтов о родине и проанализируйте: (запись в тетрадь) Какие образы помогают автору передать любовь и уважение к Родине?

7. Рефлексия:

Что понравилось на уроке? Чему научились? Кому бы сказали спасибо за урок?

Дмитрий Борисович Кедрин.

Аленушка

Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна -
Родина неяркая моя!

Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.

Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Аленушки поешь…

Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!

Александр Андреевич Прокофьев

Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит
А на берегу, совсем, как в сказке,
Милая Аленушка сидит.

Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел.
Тополиный на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.

С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветет дурман с цветком багульник
Рядом у заглохшего пруда

Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет

Николай Михайлович Рубцов

Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!

Бывает, что пыльный мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопится слишком:
- Я тоже отсюда уеду!

Среди удивленных девчонок
Храбрится, едва из пеленок:
- Ну что по провинции шляться?
В столицу пора отправляться!

Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу.

Старый Лондон пахнет ромом,
Жестью, дымом и туманом,
Но и этот запах может
Стать единственно желанным.

Ослепительный Неаполь,
Весь пронизанный закатом,
Пахнет мулями и слизью,
Тухлой рыбой и канатом.

Город Гамбург пахнет снедью,
Лесом, бочками и жиром,
И гнетущим, вездесущим,
Знаменитым добрым сыром.

А Севилья пахнет кожей,
Кипарисом и вервеной,
И прекрасной чайной розой,
Несравнимой, несравненной.

Вечных запахов Парижа
Только два. Они все те же:
Запах жареных каштанов
И фиалок запах свежий.

Есть чем вспомнить в поздний вечер,
Когда мало жить осталось,
То, чем в жизни этой бренной
Сердце жадно надышалось.

Но один есть в мире запах
И одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень,
Это русский запах снега.

Лишь его не может вспомнить
Сердце, помнящее много.
И уже толпятся тени
У последнего порога.

Чистка сосудов — что это?

Почему закупориваются сосуды?

Сосуды закупориваются по разным причинам, но чаще всего это происходит из-за холестериновых бляшек и отложения солей кальция (кальциноз). Механизм формирования таких закупорок сложнее, чем кажется, и он стоит за нашими бытовыми привычками — даже самыми безобидными на первый взгляд. Например, когда мы едим сильно соленую пищу, происходит сгущение крови и задержка жидкости — артериальное давление увеличивается. Когда мы испытываем стресс, вырабатываются гормоны адреналин и норадреналин — происходит сужение ключевых сосудов, а давление увеличивается, поскольку количество крови, которое необходимо протолкнуть сердцу, остается неизменным. В В обычном здоровом состоянии сосуды справляются с такими нагрузками, но со временем могут начаться серьезные проблемы, и это не только гипертоническая болезнь.

Причины атеросклероза

Таким образом, важно не просто правильно питаться, но и поддерживать функциональное состояние сердечно-сосудистой системы.

Хороший и плохой холестерин

Существует несколько видов липопротеидов (холестеринов). Плохими считаются липопротеиды низкой плотности (ЛПНП), но есть еще и хороший — липопротеиды высокой плотности (ЛПВП). Последний работает почти как антагонист плохого холестерина, позволяет контролировать липидный обмен — помогает в транспортировке веществ и детоксикации организма от плохого холестерина. Ниже мы расскажем, как поддерживать правильный баланс ЛПНП — ЛПВП и на что еще необходимо обратить внимание.

Профилактика атеросклероза сосудов

Избегайте продуктов с высоким уровнем холестерина

Ограничьте в рационе продукты животного происхождения с высоким содержанием холестерина: сало, жирное мясо, субпродукты, жирные молочные продукты и цельное молоко, яичный желток. Это не значит, что нужно совсем отказаться от белков и жиров животного происхождения. В меню должны преобладать овощи и фрукты, сложные углеводы и злаковые волокна, особенно клетчатка. Важно контролировать уровень сахара и не злоупотреблять сладким и мучным — шоколадные батончики и снеки лучше заменить на сладости из сухофруктов и орехи, и организм скажет вам спасибо.

Способ приготовления блюд тоже играет важную роль — прежде чем положить мясо или яичницу в масло на раскаленную шипящую сковородку, подумайте, возможно его лучше приготовить на пару? Нельзя? Хорошо, но для жарки лучше используйте растительные масла, например, оливковое.

Против жира и холестерина борются и цитрусовые, в частности вещество пектин, выделяемое из грейпфрута. Пектин - это растворимая клетчатка, которая содержится только в самих плодах цитрусовых, но отсутствует в соке.

Мы получаем холестерин из 2 основных источников. Большую часть холестерина (около 1 г в день) производит наша печень — и этого достаточно. Другую часть мы получаем непосредственно из пищи.

Занимайтесь спортом — тренируйте сердце и сосуды

Даже после перенесенного стентирования / шунтирования можно заниматься спортом и даже бегать марафон. Однако таким пациентам сначала довольно продолжительное время нужно принимать препараты и наблюдаться у врача. Пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями необходимо рассчитать допустимый уровень физической нагрузки и подобрать ее оптимальный вариант. Для этого существует велоэргометрия, которая позволяет снять нагрузочные пробы на аппарате, похожем на велосипед со специальными датчиками.

Проверьте свой уровень холестерина

Раз в год рекомендовано сдавать специальный анализ крови — липидограмму, чтобы посмотреть, есть ли повышение уровня общего холестерина или его фракций. Таким образом возможно своевременно понять, все ли хорошо с липидным обменом или необходима его медикаментозная коррекция.

Первичная профилактика атеросклероза закупорки сосудов также предполагает посещение кабинета терапевта или кардиолога 1 раз в год, даже если нет жалоб.

Вылечите пародонтоз, контролируйте уровень сахара и массу тела

В нашем организме все взаимосвязано. Доказано, что пациенты с пародонтозом, как пациенты с сахарным диабетом и избыточным весом, более предрасположены к атеросклерозу.

Измеряйте артериальное давление


Абсолютной нормой артериального давления взрослого человека считается показатель 120/80 мм ртутного столба, но в зависимости от индивидуальных особенностей организма возможны отклонения.

Контролируйте уровень кальция и баланс питательных веществ в организме

Ежедневно рекомендовано дополнительно принимать Омега-3 — в организме эти полезные жирные кислоты самостоятельно не синтезируется — и нужно есть очень много морепродуктов и салаты заправлять только льняным маслом, чтобы этот дефицит восполнить. Полиненасыщенные жирные кислоты Омега 3 — основа не только для крепких и чистых сосудов, но даже строительный материал для мозга. Среднестатистическому взрослому человеку в сутки рекомендовано 250 мг Омега 3 в течение всей жизни.

Витамин К3 препятствует тому, чтобы кальций вымывался из костей и осаждался на стенке сосудов. Больше всего К₂ содержится в продуктах ферментации: сыре и кисломолочных продуктах.

Также для сосудов крайне важны Витамин D и С, коэнзим Q10.

Соблюдайте питьевой режим, откажитесь от вредных привычек и высыпайтесь

Пейте чистую отфильтрованную воду в течение дня — около 1,5 л.

Допустимая норма алкоголя в день, которая еще не вредит вашему сердцу и сосудам — 1 бокал красного вина хорошего качества, от курения лучше совсем отказаться.

Извлечь максимальную пользу от сна можно в том случае, если вы спите все 7-8 часов в комфортной обстановке, без света и гаджетов, а просыпаетесь только по будильнику или без него.

Женщинам и мужчинам старше 40 лет

Пациентам старшей возрастной группы следует быть особенно внимательными к состоянию сердечно-сосудистой системы и первичной профилактике атеросклероза. По статистике, мужчины более подвержены этому заболеванию, и важную роль в этом играют гормоны.


В репродуктивный период в яичниках женщины вырабатываются половые эстрогены, которые регулируют содержание жиров в крови и препятст­вуют отложению холестерина на стенках сосудов, то есть защищают организм женщины от атеросклероза.

Во время менопаузы происходит угасание функции яичников, они перестают продуцировать эстроген, его содержание в крови резко падает. Это приводит к тому, что сердечно-сосудистые заболевания у женщин после менопаузы появляются в 5 раз чаще, чем до неё.

Поэтому в этом возрасте рекомендовано обратиться к гинекологу-эндокринологу, который может назначить менопаузальную гормональную терапию, если это необходимо. МГТ может не просто улучшить качество жизни и продлить ее, но и сохранить красоту изнутри.

Врачи центра кардиологии клиники Пирогова оказывают квалифицированную помощь пациентам, в вопросах лечения атеросклероза, профилактической диагностики, а также восстановления после стентирования, шунтирования, перенесенного инфаркта.

Записаться на прием к кардиологу или непосредственно к доктору Котельниковой Анне Николаевне можно через наш сайт.

Мысли и чувства от аленушки прокофьева. Сравнительный анализ стихотворений А. А. Прокофьева и Д. Б. Кедрина «Алёнушка

Пруд заглохший весь в зелёной ряске,
В ней тростник качается, шумит,
А на берегу, совсем как в сказке,
Милая Алёнушка сидит.

Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.

С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветёт дурман-цветком багульник
Рядом, у заглохшего пруда.

Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведёт,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладёт.

В произведении присутствуют мотивы красоты, грусти, живой природы, которая остается нормальной, даже в мертвой воде и дурман-цветке.

Аленушку Прокофьев описывает со стороны (милая Аленушка), но не раскрывает сюжета. Давая читателю самому домыслить чего это девушка в красивом платье, в венке не из полевых цветов сидит у старого пруда. Может она кого то ждет, о чем то мечтает или грустит, а может просто дремлет на летнем солнышке после обеда.

Александр Андреевич Прокофьев (1900-1971)

Прочитайте стихотворение, постарайтесь рассказать, какие картины нарисованы поэтом и какое настроение они передают вам.

Пруд заглохший весь в зелёной ряске,
В ней тростник качается, шумит,
А на берегу, совсем как в сказке,
Милая Алёнушка сидит.

Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.

С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветёт дурман-цветком багульник
Рядом, у заглохшего пруда.

Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведёт,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладёт.


Фонохрестоматия

2. Почему для обоих поэтов картина В. М. Васнецова стала символом Родины?

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворений, передав переход в стихотворении Прокофьева от зачарованной сказочной картины к звучащей, оживлённой солнечной панораме современного дня.

4. Удалось ли актрисе передать этот переход? Какими средствами выразительного чтения она это делает?

Цель : научить сопоставлять образы стихотворений, выделяя общее и различное в авторских позициях; развивать внимательное отношение к слову, умение определять авторские чувства в лирическом произведении и прослеживать их смену; воспитывать чувство любви к родине, бережное отношение к её природе и культуре.

Задачи: расширять словарный запас учащихся, совершенствовать монологическую речь, навыки самостоятельной и групповой работы.

1. Оргмомент: (приветствие, постановка цели и задач, актуализация знаний)

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Они пришли взглянуть на то, каких успехов вы добились в изучении литературы, заканчивая пятый класс.

В этом году на уроках литературы мы с вами говорили о поэзии, её особенностях, читали стихотворения о природе и о родине поэтов 19 и 20 веков, пытались их анализировать.

(Запись темы урока.)

Это будет наш первый опыт сопоставления, значит, чему должны научиться? Что значит сопоставить?

(Сравнить, найти общее и различия. Сопоставить – сравнивая, соотнести друг с другом для получения какого-нибудь вывода. Толковый словарь. С.И. Ожегов, Н.Ю.шведова.)

Но мы будем сравнивать не изображения, а произведения словесного творчества, значит, к чему необходимо присматриваться внимательнее?

(Присматриваемся к слову и его значению, именно словами изображённые картины мы представим и сопоставим)

Ещё важно, что мы будем сравнивать лирические произведения. Давайте вспомним, что отличает лирические произведения от произведений других родов литературы? Что изображается в лирике?

(Мысли и чувства автора, героев)

Как вы думаете, почему эти стихотворения можно сопоставить?

(Одинаково называются)

Можно предположить, что образ Алёнушки будет описан авторами одинаково. Тогда зачем сравнивать?

(Выяснить чувства, авторскую позицию одного и другого поэта)

Вспомните произведение, в котором впервые появился образ Алёнушки?

Какой вам представляется героиня сказки? Какова её внешность? Характер?

(Простая русская красавица, скромная девушка, с русой косой, в сарафане в цветочек или каком-нибудь ярком, в белой рубашке, в платочке, в лаптях, трудолюбивая и заботливая)

3. Выразительное чтение стихов:

Давайте прочитаем выразительно стихотворения поэтов. Слушайте внимательно и постарайтесь ответить на вопрос: Какова Алёнушка у каждого из поэтов?

(Читают в учебнике или наизусть подготовленные дети)

Итак, какой вы представили Алёнушку у разных поэтов? Какая вам больше понравилась?

(Ответы учащихся)

4. Словарная работа:

А теперь попробуем проанализировать. Сначала выясним значения непонятных слов. (Слова записаны на доске, детям раздаю толковые словари с закладками или карточки с выписанными из словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой словарными статьями)

Вотчина – на Руси до 18 века: родовое наследственное земельное владение.

Околица – 1. Изгородь вокруг деревни; вообще край деревни. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.

Лихой (Лихая сила) - приносящий беду, злой, тяжкий.

Ряска – водяное травянистое растение, имеющее форму мельчайших зелёных пластинок и образующее сплошной слой на поверхности стоячей воды.

Багульник – вечнозелёный болотный с одурманивающим запахом кустарничек семейства вересковых.

Нетленный – никогда не исчезающий, вечный.

Омут – 1. Водоворот на реке, образуемый встречным течением. 2. Глубокая яма на дне реки, озера.

(Ребята читают лексические значения, у многозначных слов выбирают наиболее точные, уточняют смыслы в сочетании с другими словами в стихотворных строках, некоторые записывают)

5. Работа в парах:

Сейчас я предлагаю вам самостоятельно в парах проанализировать некоторые строфы по вопросам. Потом мы обобщим, вместе построим схему на доске и в тетрадях и сформулируем выводы.

(Раздаю карточки с вопросами, прошу подписать свои фамилии на обороте, свои мысли, наблюдения, выводы записать на карточках))

Какие образы, слова создают ощущение покоя, тихого и спокойного места?

(По первым строфам стихотворений)

2 карточка (а)

По стихотворению А. Прокофьева. Прочитайте 2 строфу.

2 карточка (б)

По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 2 строфу.

3 карточка (а)

Какие слова помогают передать чувство тревоги, опасности?

3 карточка (б)

По стихотворению А. Прокофьева. Прочитайте 3 строфу.

Какие образы противопоставляет автор? Как показывает борьбу жизни и смерти?

4 карточка (а)

По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 3 строфу.

Какими словами поэт говорит о продолжении жизни? Какой он рисует родину?

4 карточка (б)

По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 4 строфу.

Какие чувства испытывает лирический герой? Что вспоминает?

4 карточка (в)

Какова Алёнушка?

(Дети обсуждают 5 минут.)

6. Обобщение (по вопросам карточек) и составление схемы на доске и в тетрадях:

Какие образы, слова создают ощущение тишины и покоя?

Прочитайте 2 строфу стихотворения А. Прокофьева. Что вы видите? Какую картину представляете? Для чего её рисует поэт? Что пытается нам передать?

(Поэт рисует прекрасную девушку, используя несколько деталей: венок из красных гвоздик и белых лилий и синее платье с рисунком, похожим на тополиный пух. Чувство восхищения красотой девушки и её близостью к природе)

Прочитайте 2 строфу в произведении Д. Кедрина. Какую картину вы представляете? Какое чувство рождается у читателя?

Какие слова помогают передать чувство тревоги, опасности? Как показывают борьбу жизни и смерти оба поэта? Какими словами поэты говорят о продолжении жизни?

Какие строки стихотворений говорят о течении времени, смене поколений, продолжении жизни? (по 3 и 4 строфам)

5. Формулирование выводов:

  1. Можно ли произведение Д. Кедрина считать стихотворением о сказочной героине? Какие чувства стремился передать нам автор? С чем он связывает образ Алёнушки?
  2. Является ли стихотворение А. Прокофьева словесным изображением картины В. И. Васнецова? (Рассматриваем внимательнее картину на доске или в учебнике с. 153)
  1. Почему оба поэта обращаются к образу Алёнушки, сказочной героини?

Выводы: Дмитрий Кедрин прямо обращается к малой Родине, связывая её образ со сказочными персонажами, вспоминая царевну Несмеяну, Алёнушку. Поэт говорит о терпеливости и смирении, стойкости и богатстве родной земли, гордится её традициями, говорит о связи поколений.

Александру Прокофьеву словами удалось не просто описать картину Васнецова, а оживить её. В печальном образе девочки-сиротки он увидел вечный сказочный образ Алёнушки и дал читателю почувствовать надежду на счастливый конец сказки, на продолжение жизни, оживив заглохший пруд золотыми лучами щедрого солнца.

Образы народных сказок всегда близки душе русского человека, напоминают о родной земле, малой родине, о детстве, о связи поколений.

(Оцениваю полные ответы учащихся, работу на уроке)

6. Домашнее задание:

Подберите любое стихотворение С. Есенина, Н. Рубцова, А. Прокофьева или других поэтов о родине и проанализируйте: (запись в тетрадь) Какие образы помогают автору передать любовь и уважение к Родине?

7. Рефлексия:

Что понравилось на уроке? Чему научились? Кому бы сказали спасибо за урок?

Дмитрий Борисович Кедрин.

Аленушка

Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна -
Родина неяркая моя!

Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.

Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Аленушки поешь…

Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!

Александр Андреевич Прокофьев

Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит
А на берегу, совсем, как в сказке,
Милая Аленушка сидит.

Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел.
Тополиный на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.

С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветет дурман с цветком багульник
Рядом у заглохшего пруда

Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет

Николай Михайлович Рубцов

Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!

Бывает, что пыльный мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопится слишком:
- Я тоже отсюда уеду!

Среди удивленных девчонок
Храбрится, едва из пеленок:
- Ну что по провинции шляться?
В столицу пора отправляться!

Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу.

Старый Лондон пахнет ромом,
Жестью, дымом и туманом,
Но и этот запах может
Стать единственно желанным.

Ослепительный Неаполь,
Весь пронизанный закатом,
Пахнет мулями и слизью,
Тухлой рыбой и канатом.

Город Гамбург пахнет снедью,
Лесом, бочками и жиром,
И гнетущим, вездесущим,
Знаменитым добрым сыром.

А Севилья пахнет кожей,
Кипарисом и вервеной,
И прекрасной чайной розой,
Несравнимой, несравненной.

Вечных запахов Парижа
Только два. Они все те же:
Запах жареных каштанов
И фиалок запах свежий.

Есть чем вспомнить в поздний вечер,
Когда мало жить осталось,
То, чем в жизни этой бренной
Сердце жадно надышалось.

Но один есть в мире запах
И одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень,
Это русский запах снега.

Лишь его не может вспомнить
Сердце, помнящее много.
И уже толпятся тени
У последнего порога.

Читайте также: