Едва взошла заря палящий луч ее обжег в тюрьме воспитанный цветок

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Над мальчиком сжалился монах и приютил его в монастыре. Бывший пленник некоторое время прожил в монастырских стенах, достиг юношеского возраста, а затем сбежал. Его нашли через несколько дней, умирающего. О том, что побудило Мцыри, имеющего вроде бы все для жизни, совершить побег он и рассказывает в своей последней исповеди монаху. У каждого человека свое предназначение. Мцыри не создан быть монахом. В нем течет горячая кровь горцев. Ему не нравится монастырский уклад жизни.

Юношу влечет свобода, вот поэтому он и совершает дерзкий побег. Мцыри рассказывает своему наставнику о переживаниях своей метущей души. В стенах монастыря он не нашел родственных для него людей. Ему здесь все чуждо. Он хотел найти родную душу и прижаться к ней. Целеустремленный юноша стремился повидать те места, где родился, но ему не суждено добраться туда. Три дня он скитался голодным, рисковал своей жизнью, но не жалеет об этом. Мцыри умирает гордым одиночкой. Его мечтам не удалось сбыться.

Он повествует своему наставнику, что все-таки повидал вольную жизнь и, хотя он и умирает, но не жалеет о днях, проведенных на свободе. Юноша увидел живописные пейзажи с горами и реками. Мцыри любовался красотой разбушевавшейся природы: бурей, грозой, загоревшимся деревом от молнии. Он встретился с красивой юной девушкой и у юноши даже проснулись чувства к ней. Мцыри, по–натуре борец, вступил в смертельную схватку с барсом. Он победил его, но получил смертельные раны.

В конце стихотворения мятежный юноша погибает. Но он умирает непобежденным. Лермонтов поэтическим слогом показывает нам, что ради желания обрести свободу он пожертвовал своей жизнью и не пожалел об этом. Образ Мцыри поэт отождествляет с самим собой. Лермонтов и сам стремится к независимости. Он всю свою жизнь посвятил борьбе с бесправием. Поэта не любило высшее общество. Но до конца своей короткой жизни он сумел остаться самим собой.

Свобода в произведении Мцыри

Всю свою сознательную, да и не особо сознательную жизнь мальчик провёл в плену, но всегда хотел вырваться из оков. И понятно, ведь любой человек хочет быть свободным. Никому не нравится быть невольной птицей в клетке.

Однако, мальчик поведал наставнику, причину побега. Мцыри сказал, что монастырь так и не стал ему домом, что родных душ здесь нет и это всё кажется добровольным пленом. Мальчик хотел увидеть место, где родился. Мальчик видел горы, безмятежное небо, солнце, реки,.Он хотел увидеть вольную жизнь и увидел, но это стоило ему жизни. В схватке с барсом парень получил смертельные раны, которые ничем нельзя залечить. Всё-таки человек рождённый на воле, на свободных просторах становится диким, даже если он прожил достаточное время в социальном обществе. Это ощущение свободы невозможно купить или продать. Никакие деньги не смогут вернуть её. Мцыри умирает непобеждённым и это его главная заслуга. Быть стойким, целеустремлённым, верным, отважным, быть приверженцем одной идеологии и никогда не сдаваться.

Так же жаль что он умирает, а его мечта так и не сбывается. Для Мцыри свобода была всем. Ради неё он не побоялся рискнуть собственной жизнью. Это так похоже на Лермонтова, который на протяжении всей жизни боролся с бесправием, чем и заслужил нелюбовь высшего света.

Автор сам всегда мечтал стать свободным человеком, поэтому не только боролся в жизни за неё, но и на книжных страницах создавая неповторимые шедевры. Он был свободным на деле, но всегда существовали и существуют предрассудки, преграды, барьеры, которые придумали сами люди. И чем дальше идут года, тем больше барьеров становятся. Это в буквальном смысле сковывает человеческие действия, загоняя в определённые, ненужные рамки.

Подводя итог, можно сказать, что для Мцыри быть свободным и независимым было дороже, чем собственная жизнь. Свобода — это клад, который имеет не каждый человек, но каждый может иметь её, если только захочет. Сами люди определяют степень свободы для самих себя.

Он не смиряется со своей долей, пытается бежать из монастыря на родину. Мцыри три дня блуждает на воле, где видит красивую девушку, борется с барсом. Он был счастлив эти три дня. Оказавшись на свободе, он вспомнил родной дом, аул, где прошло его детство, отца, сестер. Недалеко от дома в ущелье бежала река, где он любил играть. Когда же он спустя три дня снова оказался у стен монастыря, то испытал жгучее разочарование.

Главное в образе Мцыри – стремление к свободе. Жизнь в монастыре лишила его сил, заставила забыть родину, но не смогла отнять любовь к вольной жизни, впитанную с молоком матери. Все годы, проведенные здесь, он не оставлял мысли вырваться когда-нибудь отсюда. Он сравнивает себя с конем, который всегда находит дорогу домой. Мцыри, выросший в неволе, не справился с этой простой задачей и не смог этого сделать.

В характере юноши сохранились жизнелюбие и бунтарский дух его предков. Несмотря на то, что он был воспитан монахами, его вольнолюбивая натура взяла свое. В его характере преобладают мужество, гордость. Он ощущает свою близость с дикой природой, которая дарит ему настоящее счастье.

Когда герой вырвался из монастыря, перед ним открылся чудесный величественный мир. Он видит красоты природы и ощущает себя ее частью. Он подобен барсу и орлу, которые не могут жить взаперти, в клетке. Мцыри необходимы горные вершины, стремительные реки, простор, воздух. Они питают его жизненную энергию. Он слишком долго жил в плену и, вырвавшись на волю, погибает, подобно цветку, который рос в тени и был вынесен на солнцепек. Его нежные листья сгорают на солнце. Так же и Мцыри сгорает от впечатлений, полученных на воле. Его слабая психика не выдержала такого количества эмоций.

Герой, вкусив дух свободы, уже не может жить по-прежнему. Ему остается только одно – умереть. Могила его не страшит. Он просит старца вынести его в сад, откуда виден Кавказ. Перед смертью Мцыри еще раз хотел бы его увидеть. Он радуется тому, что его страдания закончатся. Лишенный родины и свободы, он словно рыба без воды, птица без полета, погибает.

Мцыри – это воплощение мечты о сильном свободном человеке, который никогда не смирится со своей участью. Такого человека не пугают трудности и препятствия. Он всегда будет стремиться к своей мечте.

Сочинения по русскому языку и литературе

Сочинение на тему: тема свободы в поэме Мцыри 5.00/5 (100.00%) 1 vote

План сочинения: 1. История создания поэмы. 2. Свободолюбивый герой: — характер героя; — побег; — жизнь на свободе; — возвращение в монастырь. 3. Смерть героя.

В начале повествования мы узнаем, что главный герой был пленен русским генералом в очень юном возрасте (всего шести лет), но уже обладал гордым и сильным духом своего народа: …Без жалоб он Томился, даже слабый стон Из детских губ не вылетал, Он знаком пищу отвергал И тихо, гордо умирал. Детство и юность главного героя омрачала тоска по родине, но постепенно он привык к новому образу жизни: …Но после к плену он привык, Стал понимать чужой язык, Был окрещен святым отцом И, с шумным светом незнаком, Уже хотел во цвете лет Изречь монашеский обет… Но прошлое встает тенью на пути героя. Глядя из окон монастырских башен на горный хребет, юноша вспомнил свой дом, свою родину, отца и мать, сестер. И тогда герой дает клятву – обрести свободу и неважно, какой ценой, ведь только жизнь на воле можно назвать жизнью, все остальное – существование. Мцыри бежит во время грозы. Он не знает дороги, не ведает, что будет с ним дальше, но при этом герой счастлив, ведь вот она – свобода. В душе его нет места страху: Но юность вольная сильна, И смерть казалась не страшна! Всего три дня длился побег героя. Всего три дня он был свободным. За столь короткое время он пережил больше эмоций и чувств, нежели за годы жизни, проведенные в монастыре. Он успел познать чувство влюбленности, проверить свои силы в схватке со снежным барсом, и еще раз убедиться, что, если бы не плен, он стал бы совсем другим человеком: …Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов… Уставший, измученный и голодный, Мцыри сбивается с дороги. Тропа выводит его к стенам ненавистного монастыря: …И страшно было мне, понять Не мог я долго, что опять Вернулся я к тюрьме моей; Что бесполезно столько дней Я тайный замысел ласкал, Терпел, томился и страдал… Отчаянье Мцыри велико. Он винит в этом свою тюрьму и сравнивает себя с темничным цветком, которому противопоказана свобода: Но что ж? Едва взошла заря, Палящий луч ее обжег В тюрьме воспитанный цветок… И все же, нельзя сказать, что герой покорен. Да, он умирает. Но умирает непокоренным, не смирившимся со своей неволей: …Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлет… Я думаю, что в какой-то мере Михаил Юрьевич олицетворял себя с главным героем. Только в свободе видел Лермонтов свое счастье. И именно свободы он так и не нашел при жизни, вынужденный подчиняться чужим приказам. Его герой Мцыри не смог вырваться из монастыря на волю, но, по крайней мере, был свободен целых три дня.

Похожие сочинения

Преамбула произведения

Горцы Кавказа нередко становились героями романтических произведений писателей 19 века. Они нередко занимались набегами на соседствующие с ними племена или защищались от них. Отличались воинственным духом и силой.

Гордостью каждого кавказца является боевое оружие, которое хранится в доме. Мальчиков с раннего детства обучали владению кинжалами. Также они должны были научиться защищать и нападать на врагов.

Сюжет поэмы

Для Мцыри тема свободы стала главной в течение всей жизни.


Пребывание в монастыре противоречило его духу.

Он принял крещение, но не стал истинным христианином. Смирение с детства стало чуждо ему.

Сумев сбежать из монастыря, Мцыри вдохнул воздух настоящего освобождения, которого не хватало все время пребывания там.

Ему хотелось очень многого:

  1. Ощутить родной дом, вернуться туда.
  2. Найти свою любовь.
  3. Уйти как можно дальше от монастыря.
  4. Получить все, что душе заблагорассудится.

За эти 3 дня Мцыри пережил целый ворох событий.

Столько эмоций и переживаний человек не переживает и за целую жизнь:

Тема свободы в поэме мцыри

  1. Влечение к грузинской девушке, которое может перерасти в любовь.
  2. Бой с барсом и наслаждение свободой.
  3. Голод и холод после пребывания на воздухе.
  4. Отчаяние и возвращение в монастырь.

В конце юноша погибает. Это неудивительно, учитывая долгое время в заточении. Мцыри был слаб и не приспособлен к длительным переходам. Прорвавшись на свободу, он накопил все силы для наибольшего удаления от монастыря.

Но свои возможности он не рассчитал. Из-за отсутствия нормального питания Мцыри полностью истощил свои силы. К тому же, находясь на улице, он заработал воспаление легких, так как не приспоблен к длительному времяпрепровождению в походах.

Он погибает, но не поддается жизни, которой его пытались обучить монахи. До конца остается верным своей убежденности и стремлением к получению свободы и права распоряжаться жизнью.

Большое светлое окно, под ним -широкий подоконник.
На подоконнике Цветок. Красив - весь мир его поклонник.

Стоял за шторой на окне прекрасный Флокс - венец творенья,
Игривый зайчик на стене его касался на мгновенье.

Как мир жесток цветок не знал: интриги, тайны и сюрпризы.
Хозяин часто поливал и исполнял его капризы.

Сорвать бы штору навсегда с его любимого оконца
И лишь желание одно - для лепестков побольше солнца.

Ничто не вечно под луной, на грязь и пыль не нужно квоты,
Виват, технический прогресс, химчистка требует работы.

И шторы сняты, и окно открыто солнцу для свиданья.
Вот, наконец оно сбылось, его заветное желанье.

Сияет радуга лучей, их теплый свет цветок ласкает,
От вожделенья раскалясь и от себя не отпускает.

Горячим ласкам уж не рад. Восторг сменился на страданье
И вместо рая словно в ад - попал. Сбивается дыханье.

Бутон, раскрывшись, вдруг увял, пыльца на пестик не попала,
А солнца яркий диск сиял, и это было лишь начало.

Флегматик-вечер наступил, маня спасительной прохладой
Погиб. И стала трель сверчка ему последней серенадой.

Так , выбирая жизни путь, петляя по дорогам мира,
Запомни заповеди суть: "Не сотвори себе кумира".

. Таков цветок
Темничный: вырос одинок
И бледен он меж плит сырых,
И долго листьев молодых
Не распускал, все ждал лучей
Живительных. И много дней
Прошло, и добрая рука
Печально тронулась цветка,
И был он в сад перенесен,
В соседство роз. Со всех сторон
Дышала сладость бытия.
Но что ж? Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок.

И как его, палил меня
Огонь безжалостного дня.
Напрасно прятал я в траву
Мою усталую главу:
Иссохший лист её венцом
Терновым над моим челом
Свивался, и в лицо огнем
Сама земля дышала мне.
Но я вдруг вспомнил о тебе -
И выстоял в том адовом огне.

ОООО-О-О-О! Блистательный экспромт. Классик, конечно бесподобен.

Как мало нужно нам порой, тебе, дружище, очень рад.
За две последние строки - благодарю, мой друг и брат.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

М. Ю. Лермонтов за все время своей творческой деятельности успел создать множество ярких и запомина-ющихся образов. Среди них меня больше всех привлекает романтический герой Мцыри из одноименной поэмы.

В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы.

Я цель одну — Пройти в родимую страну — Имел в душе.

Однако трагедия Мцыри в том, что, вырванный в детстве из привычного окружения, лишенный прямого общения с природой, он не может теперь найти обратной дороги. Заключенный в монастыре, Мцыри только сейчас знакомится с вольными просторами, на протяжении многих лет бывшими в непосредственной близости к нему. Юно-ше не хватает знаний и умений для самостоятельной жизни в гармонии с природой, поэтому он с горечью сравнивает себя с тепличным цветком, вынесенным доб-рой рукой в сад:

Едва взошла заря, Палящий луч ее обжег В тюрьме воспитанный цветок.

Чувство горького разочарования ожидает Мцыри, едва успевшего узнать полноту жизни во всей ее красе. Во вре-мя героической схватки с барсом юноша проявил свои лучшие бойцовские качества. Упоенный победой, он не за-мечает ран. Заблудившись, потеряв дорогу и выйдя об-ратно к монастырю, Мцыри понимает, Материал с сайта

Что мне на родину следа Не проложить уж никогда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • Он был, казалось, лет шести;
  • Как серна гор, пуглив и дик
  • И слаб и. гибок, как тростник.
  • Кругом женя цвел божий сад;
  • Растений радужный наряд
  • Хранил следы небесных елея,
  • И кудри виноградных лоз
  • Вились, красуясь меж дерев…

Меня восхищает героический характер Мцыри. Во время схватки с барсом в минуту опасности юноша почувствовал в себе навыки бойца, которые были у его предков на протяжении столетий. Мцыри победил и несмотря на раны продолжал путь.

Мцыри умирает . Перед смертью он просит перенести его в сад, потому что в последние минуты жизни для него нет ничего ближе природы, оттуда ему будет виден милый сердцу Кавказ. Мцыри стремился познать мир, слиться с природой, ощутить себя таким же свободным, как сама природа, как вольный его народ.

Чем же так необычен Мцыри? Своей сосредоточенностью на огромной, колоссальной страсти, своей волей, своим мужеством. Его тоска по родине приобретает какие-то вселенские, выходящие за привычные человеческие мерки, масштабы:

За несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве шрал,
Я б рай и вечность променял.

Михаил Юрьевич Лермонтов - поэт, создавший необыкновенно много произведений за свою яркую, но короткую жизнь. Не было такого литературного жанра, в котором не работал Лермонтов.
Мне очень нравится его поэма “Мцыри” за необыкновенную мелодичность и напевность стиха.

Он был, казалось, лет шести;
Как серна гор, шутлив и дик,
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов.

Наряду с романтическим характером героя Лермонтов дает реалистические, правдивые зарисовки жизни и природы Кавказа.

И вспомнил я отцовский дом.
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул;
Мне слышался вечерний гул
Домой бегущих табунов
И дальний лай знакомых псов.

Очень привлекает меня образ Мцыри, отважного, решительного, целеустремленного юноши:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил - и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

А каким красивым языком все это описано!

Увы! теперь мечтанья те
Погибли в полной красоте,
И я, как жил, в земле чужой,
Умру рабом и сиротой.

Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.
Я молод, молод… Знал ли ты
Разгульной юности мечты?
Или не знал, или забыл,
Как ненавидел и любил…

Гибель Мцыри не случайна, Лермонтов не видел в окружающей обстановке возможности для счастливой и спокойной жизни. Герой предпочитает смерть жизни в неволе.

Увы! - за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял.”

Эта небольшая поэма Лермонтова будет вечно звать читателей на подвиг во имя свободы и добра.

“Мцыри” - романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и находит его в образе.

Чем же так необычен Мцыри? Своей сосредоточенностью на огромной, колоссальной страсти, своей волей, своим мужеством. Его тоска по родине приобретает какие-то вселенские, выходящие за привычные человеческие мерки, масштабы:

За несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве шрал,
Я б рай и вечность променял.

Натура гордая, неизмеримо-глубокая… Такие герои привлекают писателей романтиков, которые склонны искать в жизни скорее исключительное, чем обыкновенное, “типическое”. Человек, который может сказать

о себе: “Я знал одной лишь думы власть”,- вот стихия романтизма.

Мне кажется, что именно романтическая тональность делает мир “Мцыри” таким трагическим. Вспомним “Кавказского пленника” Л. Толстого, где изображаются те же края. Вспомним благополучно вернувшегося на родину Жилина (да и Костылина). И рядом с ними – Мцыри, обреченный на гибель. Обреченный – потому что он романтик по своей душе.

Михаил Юрьевич Лермонтов - поэт, создавший необыкновенно много произведений за свою яркую, но короткую жизнь. Не было такого литературного жанра, в котором не работал Лермонтов.
Мне очень нравится его поэма “Мцыри” за необыкновенную мелодичность и напевность стиха.

Он был, казалось, лет шести;
Как серна гор, шутлив и дик,
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов.

Наряду с романтическим характером героя Лермонтов дает реалистические, правдивые зарисовки жизни и природы Кавказа.

И вспомнил я отцовский дом.
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул;
Мне слышался вечерний гул
Домой бегущих табунов
И дальний лай знакомых псов.

Очень привлекает меня образ Мцыри, отважного, решительного, целеустремленного юноши:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил - и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

А каким красивым языком все это описано!

Увы! теперь мечтанья те
Погибли в полной красоте,
И я, как жил, в земле чужой,
Умру рабом и сиротой.

Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.
Я молод, молод… Знал ли ты
Разгульной юности мечты?
Или не знал, или забыл,
Как ненавидел и любил…

Гибель Мцыри не случайна, Лермонтов не видел в окружающей обстановке возможности для счастливой и спокойной жизни. Герой предпочитает смерть жизни в неволе.

Увы! - за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял.”

Эта небольшая поэма Лермонтова будет вечно звать читателей на подвиг во имя свободы и добра.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определение.

Романтизм – это направление в искусстве и литературе конца XVIII — 1-й половины XIX в., отражающее стремление художника противопотавить реальную действительность и мечту.

разлад мечты и реальности;

в центре – романтический конфликт;

романтический герой резко противопоставлен обществу, резко выделяется из него;

романтический мир необычен, экзотичен.

В центре поэмы – идея разлада мечты Мцыри (свобода) и той реальности (монастырь, тюрьма). Герой не похож на монахов, проводящих жизнь в молитвах, постах, служении богу. Он хочет жить полной жизнью с ее страстями, борьбой, радостью и печалями. Все это резко выделяет юношу из той среды, где он вынужден жить. Действие поэмы происходит на фоне богатой, мощной и свободной природы Кавказа, которая сродни герою. Отсюда возникает конфликт, контраст в произведении.

* Определение жанра.

Поэма – это лиро-эпическое произведение, имеет большую стихотворную повествовательную форму.

3. В каком значении в произведении употреблено слово исповедь?

Словарная работа

1) Обряд покаяния в своих грехах перед священником (у христиан).

4. Тема произведения. Судьба романтического героя, взятого в плен и выросшего в стенах монастыря, страдающего от неволи и решившего вырваться на желанную свободу любой ценой.

5. Идея. Свобода – высшая ценность человека.

6. Особенности стихотворной формы:

а) размер + указать количество стоп в строке:

б) рифма (по месту ударения: мужская, женская; дактилическая; точная, неточная);

в) по расположению в строках: (парная (аабб), перекрёстная (абаб),

кольцевая (опоясывающая)(абба)).

7. Художественные средства.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

8. Смысл эпиграфа. Немного радостей пришлось испытать герою, и вот он должен умереть. Эпиграф подтверждает право человека на свободу.

9. Конфликт произведения.

на свободу, жаждущий вернуться на родину.


Монастырь — тюрьма для

героя, стесняющая его свободу, разрушающая мечты

10. Композиция, ее особенности:

Кольцевая.

Закольцованность сюжета говорит о внешнем поражении Мцыри. Его родина — абсолютный идеал, символ свободы, к которому надо стремиться. Но юноша до последнего вздоха жаждет обрести волю. Финал поэмы проникнут жизнеутверждающим пафосом.

11. Какова цель побега главного героя из монастыря? Что значит для Мцыри быть свободным? Подберите цитаты из текста для ответа.

А) Давным-давно задумал я //Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль для тюрьмы// На этот свет родимся мы.

Б) «…Я цель одну - // Пройти в родимую страну - // Имел в душе.

12. Лишь в небольшой главе рассказано о жизни героя, а все остальные 24 главы включают в себя те 3 дня, которые провел Мцыри на свободе. Почему автор пошел на такое построение поэмы?

герой проживает целую жизнь, именно такую, о которой мечтал, находясь все эти годы в монастырских стенах;

раскрывается внутренний мир героя, где Мцыри не протестует против общества, он просто борется за свою свободу, за возможность жить настоящей жизнью.

13. Что испытывает Мцыри при встрече с молодой грузинкой? Эта встреча говорит о жажде любви, счастья, добра со стороны героя. Монашеский долг – отказ от внешнего мира. В душе Мцыри идет борьба эмоций. Чувства Мцыри овеяны печалью, тоской, он понимает, что все его мечты недостижимы.

15. Природа в поэме.

Романтический герой чувствует родство с природой, живёт по её законам. Мцыри сравнивает себя с цветком, поднявшим голову навстречу дню, он сам — часть природы.

Двойственность образа природы в поэме

Помощник героя:

Гроза (стихия) противопоставлена монастырю. Она помогает Мцыри бежать:

Рассказывая о том, что видел герой на воле, он описывает именно красоту природы:

Герой желает умереть в саду, где

Враг героя:

Природа вступает в противоборство с героем:

Лес, в котором Мцыри надеялся найти путь домой, сталкивает героя с барсом и в итоге предательски выводит к монастырю, закольцовывая путь:

16. Почему герой устает от природы? Свобода оказалось губительна для главного героя, т.к. за эти три дня с ним произошло множество событий, которые вызывают в душе героя бурю эмоций и чувств. Мцыри не привык к этому. Он устает от переживаний.

17. Почему гибнет Мцыри? Истоки трагедии Мцыри – в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его общения с людьми, практического опыта, знаний жизни. Мцыри словно узник в своей темнице. Познав свободу, борьбу, природу, жить в темнице юноша уже не смог бы. Это становиться причиной его смерти. Его предсмертное желание – быть похороненным за пределами монастыря, чтобы видеть родной Кавказ.

19. Кто, по мнению автор, должен выбирать, по какому пути идти человеку по жизни? Человек должен сам выбирать свой путь.

20. Подберите определения, характеризующие личность Мцыри. Свободолюбивый, независимый, мятежный, непокорный, страстный, смелый, гордый.

21. Почему Мцыри – любимый герой М.Ю. Лермонтова?

Мцыри, как и Лермонтов, стремится к свободе даже ценой собственной жизни. (Вместе со своим героем Лермонтов жаждет оказаться на воле. То к чему стремиться главный герой (вольный ветер, широкие просторы) и есть смысл жизни для всех, кто, будучи свободолюбивой личностью, вынужден искусственно ограничивать себя в силу ряда причин, будь то социальный статус или общественное мнение.)

Образ Мцыри – воплощение самых дорогих для поэта идеалов: любви к живой жизни, любви к людям.

Читайте также: