Дайте определение понятию светлота как свойство цвета приведите примеры разных по светлоте цветов

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Каждый объект в природе человек может увидеть как предмет того или иного цвета.
Это обусловлено способностью разных предметов поглощать или отражать электромагнитные волны определённой длины. И способностью человеческого глаза воспринимать это отражение посредством особых клеток в сетчатке глаза. Сам предмет при этом цвета не имеет, он обладает только физическими свойствами – поглощать или отражать свет.

Откуда берутся эти самые волны? Любой источник света состоит из этих волн. Таким образом, человек увидеть цвет предмета может только при его освещённости. Причём в зависимости от источника света (солнце днём, солнце на закате или на восходе, луна, лампы накаливания, огонь и т.д.), силы света (более яркий, более тусклый), а также от способности личного восприятия конкретным человеком, цвет предмета может выглядеть по-разному. Хотя сам предмет при этом не меняется, конечно. Итак, цвет – это субъективная характеристика предмета, которая зависит от разных факторов.
Некоторые люди в силу особенностей развития организма вообще не различают цвета. Но большая часть людей способна воспринимать глазом волны определённой длины – от 380 до 780 nm. Поэтому данный участок был назван видимым излучением.





Как я уже говорила, воспринимаемый цвет зависит от источника света. Без света нет волн и нечему отражаться, глаз не видит ничего. Если освещение недостаточно, то глаз видит только очертания предметов – более тёмные или менее тёмные, но все в одной серо-чёрной гамме. За способность глаза видеть в условиях плохого освещения отвечают другие участки сетчатки.

Таким образом, в зависимости от характера света, попадающего на предмет, мы видим разные варианты цвета этого предмета.
Если предмет освещён хорошо, мы видим его чётким, цвет чистый. Если света слишком много, цвет видится разбелённым (вспомните пересвеченные фотографии). Если света мало, цвет выглядит темнее, постепенно стремясь к чёрному.



Каждый цвет можно проанализировать по нескольким параметрам. Это характеристики цвета.

Характеристики цвета.


Во втором случае речь идёт о подтоне цвета, о его преобладающем оттенке. Именно в этом значении и будет употребляться этот термин в дальнейшем для описания цветов внешности – тёплых и холодных цветотипов. И говоря о температуре цвета в этом значении, мы имеем в виду, что каждый цвет может иметь и тёплый, и холодный оттенок в зависимости от своего подтона! Кроме оранжевого – он всегда тёплый (из-за особенностей его расположения в спектре). Белый и чёрный вообще не входят в цветовой круг и потому для них не применимо понятие цветового тона, но коль речь зашла о температуре всех цветов, то обозначу сразу, что эти два относятся к холодным цветам.






Аналогично и с более насыщенными (более тёмными) оттенками – они тоже бывают как более чистыми, так и более приглушёнными. Главное, что мы видим во всех случаях при уменьшении хроматичности – это всё более выраженный серый подтон. Именно это отличает мягкие цвета от ярких (чистых).


Таким образом, по своим основным характеристикам все оттенки делятся на:
1) Тёплые (с золотистым подтоном) / холодные (с синим подтоном)
2) Светлые (ненасыщенные) / тёмные (насыщенные)
3) Яркие (чистые) / мягкие (приглушённые)

Потренируемся определять ведущую характеристику.


Или одну ведущую и одну – дополнительную.


На приведённых выше примерах хорошо видно влияние полутона на ведущую характеристику оттенка:
Тёмные цвета – цвета с добавлением чёрного (насыщенные).
Светлые цвета – цвета с добавлением белого (выбеленные).
Тёплые цвета – цвета с тёплыми (жёлтыми, золотистыми) полутонами.
Холодные цвета – цвета с холодными (синими) полутонами, кажутся льдистыми.
Яркие цвета – чистые, без добавления серого.
Мягкие цвета – приглушённые, с добавлением серого.

One Comment

Очень понравилась ваша статья! Изучаю верстку сайтов и запуталась с фукциями управлениями цветом. Теперь все разложилось по полочкам. Еще раз спасибо!

Светлота (lightness) — одна из основных характеристик цвета; наряду с насыщенностью и тоном. Светлота - визуальная оценка яркости объекта, или например участка изображения, отнесенная к субъективной яркости поверхности, воспринимаемой человеком как белая.

Важно отметить именно относительность восприятия. Если посмотреть на лист изображение на бумаге при свете лампы и при ярком солнечном свете, количество отраженного света от участка изображения будет различаться, однако относительно самого светлого участка поверхности — незапечатанной бумаги, воспринимаемая яркость будет одной и той же.

Нелинейная модель цветовосприятия


Рис. 4. Цветокоординатная система нелинейной модели и кривая видности глаза. Кривая, описывает положение спектральных цветов (непрерывного спектра полученного разложением призмой белого солнечного света) на координатной плоскости.

Нелинейная теория цветового зрения не использует субъективных параметров цвета. Все параметры цвета в этой модели цветовосприятия - объективны и меют строгое определение и физический смысл.

Цвет - физический параметр, определяющий степень воздействия и спектральное распределение всех излучений, различимых фотоприемным устройством, характеристики которого соответствуют характеристикам глаза среднего наблюдателя.

Цветность - векторная величина, определяющая спектральное распределение излучения.

Цветовой тон - параметр, определяющий направление вектора цветности.

Ахроматическое излучение - излучение, цветность которого равна нулю.

Противоположные цвета - цвета, векторная сумма цветностей которых равна нулю.

Метамерные цвета - цвета различного спектрального состава, векторы цвета которых равны.

Насыщенность - параметр излучения, определяемый отношением цветности к интегральной яркости излучения.

Нелинейная система измерения цвета - система измерения цвета посредством трех взаимно независимых физических параметров: яркости излучения и двух функций отношения интенсивностей излучения в различных областях спектра.

Нелинейная цветокоординатная система - прямоугольная трехмерная координатная система бесконечной протяженности, описывающая параметры всех излучений, воспринимаемых фотоприёмным устройством, характеристики которого соответствуют характеристикам глаза среднего на6людателя.

Координаты цвета - совокупность трех взаимно независимых параметров,определяющих положение вершины вектора цвета.

Яркость - координата Z.

При этом все возможные цвета и оттенки находятся на цветокоординатной системе нелинейной модели (см. рис.).

Сегодня долго выслушивал объяснение менеджера по производству полиграфии, накосячевшего с бумажной коллеровкой образцов продукции. Чем больше слушал, тем больше осознавал непролазность трясины незнания. Итак, что такое цвет и как можно напечатать не тем цветом. Мало читающим маркетологам посвещается :):):)

Сегодня долго выслушивал объяснение менеджера по производству полиграфии, накосячевшего с бумажной коллеровкой образцов продукции. Чем больше слушал, тем больше осознавал непролазность трясины незнания. Итак, что такое цвет и как можно напечатать не тем цветом. Мало читающим маркетологам посвящается

Цвет — качественная субъективная, подчеркиваю, характеристика определяемая на основании возникающего зрительного ощущения, и зависящая во многом от ряда внешних физических, внутренних физиологических и психологических факторов (это когда стоимость тиража 100 000р. и не понятно, кто за все это безобразие теперь заплатит).

Индивидуальное восприятие цвета определяется его спектральным составом, а также цветовым и яркостным контрастом c окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия; особенности человеческого глаза, и психики.
Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние. Зная особенности каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции, ассоциации.

Оттенок (цвет) — название цвета (красный, синий. ). Когда мы говорим "цвет", на самом деле, мы подразумеваем как раз его оттенок. Оттенок цвета – это не "нюанс" между "черным" и "почти черным", это просто "черный" и это не "синий"!

Интенсивность — уровень концентрации цвета (преобладание того или другого тона). Интенсивность – это количество пигмента или чернил в красочной точке.

Глубина — степень яркости или приглушенности тональности цвета.

Светлота — степень разбеленности ( % присутствия в цвете белого и светло-серого тонов). Какова крайняя степерь разбеленности синего? А? Правильно, молоко!

Насыщенность — % присутствия темно-серого и черного тонов.

Яркость — характеристика светящихся тел, равная отношению силы света в каком-либо направлении к площади проекции светящейся поверхности на плоскость, перпендикулярную этому направлению.

Контрастность — отношение разности яркостей объекта и фона к их сумме.


Хороший менеджер по изготовлению и тиражированию печатной полиграфии (менеджер по полиграфии) – это тот, кто понимает, какой получится цвет, если печатник возьмет пухлую китайскую бумагу, дешевую краску, а сверху все это полирнет УФ-лакоми.

Toggle navigation

Ремонт в регионах

Если листок белой бумаги разорвать на части, одну часть положить на свету, другую — в тени, третью — в глубокой тени и на все три посмотреть одновременно, то можно будет заметить, что белая бумажка, находясь в тени, по сравнению с освещенной кажется сероватой, а находясь в глубокой тени, — серой. Если же проделать такой опыт не с белой, а с цветной бумажкой (красной, зеленой, синей), то окажется, что красная, зеленая, синяя бумажки и в тени останутся красной, зеленой, синей

Ахроматические, хроматическе цвета

основные свойства цвета

Все цвета, кроме чисто белых, серых и черных, называют хроматическими (цветными). Они также отличаются друг от друга по светлоте. Цвет краплака темнее цвета красной киновари, а киноварь темнее лимонного кадмия. Однако цвет киновари отличается от цвета лимонного кадмия не только тем, что он темнее, но еще тем, что он красный, а цвет кадмия желтый. Тот признак цвета, который имеется в виду, когда его называют красным, оранжевым, желтым, зеленым и т. д., называется цветовым топом.

Смешивая какую-нибудь краску (любую, кроме белил и черной) с серой смесью, составленной из белил и черной так, чтобы эта смесь (была той же светлоты, что и взятая краска, можно получить много новых цветов. Все они будут одной светлоты. Чтобы сделать краску светлее, к ней надо подмешать другую, еще более светлую, а чтобы она стала темнее, к ней следует добавить краску или красочную смесь более темную; когда же примешивается серая смесь равной светлоты, то ни посветления, ни потемнения цвета произойти не может. Не изменится и цветовой тон исходного цвета, так как примешиваемая смесь чисто серая, не имеющая никакого цветного оттенка, примесь которого могла бы повлечь изменение тона. Чем же в таком случае будут отличаться друг от друга цвета полученных смесей?

Допустим, что исходной краской была красная киноварь. Цвет чистой киновари совсем не похож на серый, цвет же ее смесей будет сероватым и тем в большей степени, чем больше примешано серого. Степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического называется насыщенностью. Следовательно, от примеси серого к киновари (или к иной краске) изменяется насыщенность ее цвета. Хроматические цвета отличаются друг от друга по светлоте, цветовому тону и насыщенности.

Приведенное определение насыщенности можно неправильно понять, будто всякий ненасыщенный цвет должен быть сероватым. Цвет лимонного кадмия отнюдь не сероват, но он менее насыщен, чем, скажем, цвет краплака. Насыщенность — это степень выраженности цветового тона, степень цветности. В цвете краплака, а еще больше в цвете ультрамарина цветовой тон выражен значительней, определенней, чем в цвете лимонного кадмия.

Светлоту, цветовой тон и насыщенность называют основными свойствами цветов

Они совершенно точно определяют цвет. Малейшее изменение хотя бы одной из этих характеристик влечет за собой отклонение в цвете.

Читайте также: