Цветы для элджернона цивилизация и технологии

Обновлено: 08.07.2024

Стоит отметить и необычность техники повествования: роман представляет собой серию отчетов и дневниковых записей, охватывающих, если разобраться, не такой уж и большой период времени: первый из них датируется третьим марта, а последний - двадцать первым ноября. Получается, что невероятная по своей глубине и драматичности история жизни одного человека умещается в какие-то семь месяцев. Символично, что процесс стремительного интеллектуального развития, а также расцвет гения главного героя и столь же стремительный регресс последовательно сменяют друг друга, как сменяют друг друга времена года: весна, лето и осень. Зиму же, как впрочем, и всю оставшуюся жизнь, Чарли Гордону придется провести в специализированной лечебнице.

Спустя еще каких-то два месяца: «June 11. "Just a minute, Professor Nemur," I said, interrupting him at the height of his peroration. "What about Rahaja mati's work in that field?" He looked at me blankly. "Who?"

"Rahajamati. His article attacks Tanida's theory of enzyme fusion-the concept of changing the chemical structure of the enzyme blocking the step in the metabolic pathway."

He frowned. "Where was that article translated?"

"It hasn't been translated yet. I read it in the Hindu journal of Psychopathology just a few days ago."

He looked at his audience and tried to shrug it off. "Well, I don't think we have anything to worry about. Our results speak for themselves"

Таким образом, к главному герою приходит понимание того, насколько он превзошел в интеллектуальном плане окружающих его людей, в том числе многих видных ученых: «Am I a genius? I don't think so. Not yet anyway.

Выводы по второй главе

Повествование в произведении происходит от лица 32-летнего умственно отсталого мужчины по имени Чарли Гордон, которому выпадает уникальный шанс пройти операцию на мозге для поднятия интеллекта до уровня здорового человека. До него подобную операцию проходила лишь лабораторная мышь по имени Элджернон, интеллектуальные способности которой возросли в разы. На протяжении всего романа Чарли ведет дневник, в котором регулярно записывает свои впечатления от прожитого дня. Первые записи он пишет ещё в предоперационном состоянии, они отличаются полнейшей безграмотностью и непониманием сути происходящего вокруг. Чарли очень хочет стать умным, чтобы его считали полноправным членом общества. Операция проходит успешно, интеллект главного героя растёт невероятными темпами, что мы видим по заметно уменьшающемуся с каждой записью количеству грамматических ошибок, становящейся всё более сложной и осмысленной речи. За несколько месяцев Гордон становится гениальным ученым, интеллект которого значительно возвышается над теми людьми, на которых он хотел быть похожим до операции. Однако, в механизме изменения мозговой деятельности была заложена ошибка, из-за которой обратная регрессия умственных способностей была необратима. Чарли осознаёт это, но ничего не может поделать, теряя свою гениальность с каждым днем и впадая в амнезию. Со временем слог его отчётов становится беднее, он вновь забывает пунктуацию, грамматику, и возвращается к тому Чарли, с которым читатель знакомится на первых страницах произведения.

По мере роста разумности Чарли начинает все сильнее отчуждаться от людей. Ему постоянно твердят, что во времена своего умственного отставания он был добродушным, улыбчивым, имел множество друзей. Тем не менее, он прекрасно понимает, какова цена такой “дружбы”: в любой компании он был лишь мальчиком для битья, клоуном, легкой целью для постоянных издёвок окружающих. По сути, эта “социальность” является тем же отчуждением, только не осознаваемым умственно отсталым человеком.

В романе постоянно подмечается отставание чувственного содержания Чарли от разумного: интеллект можно повысить, заперевшись в библиотеке за книгами, тогда как чувственная сторона человека может развиваться только в постоянной практике общения с людьми. Операция не повлияла на навыки межличностных отношений Чарли, так и оставив их на уровне развития ребёнка, отчего он постоянно страдает: особенно это заметно в его первых попытках общения с женщинами. Интеллектуальная односторонность не столь пагубна, как односторонность чувственная (когда человек глуп, но тонко разбирается в перипетиях межличностных отношений), но, тем не менее, и она приводит к печальным результатам и разрушению человека.

Так или иначе, его отношения с обществом всё-таки улучшились. После обретения разумности у Чарли началась социализация - интеллект как бы начал подтягивать за собой остальные стороны личности Чарли, и хоть им необходимо было самостоятельное развитие, толчок к этому развитию дал именно разум, что отчетливо показывает его определяющую роль в человеке. Чем глубже сознание отражает мир, тем разнообразней его эмоциональное переживание. Если раньше его близость к другим была похожа на близость обезьяны в зоопарке к его посетителям, то после операции все наконец стали относиться к нему как к человеку, чего он и добивался, а не игрушке для посмешища. Пусть и к противоречивому человеку, не всегда самому приятному для окружающих, но все-таки человеку, полноценному члену общества.

Также стоит обратить внимание на высмеивание религиозности. Если до операции Чарли не знал ни науки, ни искусства, но был уверен в существовании Бога, то Чарли-гений, наоборот, считал религиозные проблемы слишком ничтожными и не имеющими смысла, а всё его внимание было сосредоточено на науке. Интересна сцена в пекарне, в которой женщина убеждала Гордона в том, что перестав быть умственно отсталым, он нарушил свое божественное предназначение, которое записано в его судьбе.

Слава пришла к Дэниэлу Кизу уже в зрелом возрасте, когда он успел поработать врачом, редактором, автором комиксов и преподавателем. Все эти годы писатель собирал идеи для книги, которая стала одним из главных произведений американской литературы XX века.

Чарли Гордону 32 года и его IQ равен 68 баллам. Он работает в пекарне и выполняет самые простые поручения. Благодаря минимальной занятости Чарли может жить не в специальной лечебнице, а в городе. Он посещает занятия в местном колледже для взрослых с задержками развития, где учится грамматике, письму и чтению.

Однажды, учительница Элис, видя стремление Чарли к знаниям, рекомендует его кандидатуру для эксперимента двум учёным — доктору Немуру и доктору Штраусу. Они работают в том же самом колледже и проводят исследования по увеличению интеллекта у людей. Совсем недавно им удалось успешно провести операцию на мыши по имени Элджернон и сделать её сообразительнее. Теперь же им требуется человек в качестве подопытного.

Чарли соглашается на опасный эксперимент. Операция проходит успешно и на следующие несколько месяцев IQ молодого человека увеличивается до 185 баллов. Смотря на мир новыми глазами, Чарли начинает много читать, учиться и даже пишет научные статьи. Одновременно у него развиваются отношения с бывшей учительницей Элис, появляются новые связи и меняются старые: некоторые люди теперь ведут себя с Чарли совершенно по-другому. Его коллеги по работе, например, раньше смеялись над ним, а теперь боятся.

Со временем Чарли ставит под сомнение мотивы доктора Немура и доктора Штрауса, которые, по его мнению, заинтересованы в нём лишь ради продвижения своих научных карьер.

Спустя некоторое время Чарли замечает изменения в поведении Элджернона. После эксперимента мышь легко находила выход из сложного лабиринта, однако со временем она делала это всё хуже и хуже. Чарли понимает, что его высокий IQ скоро вновь упадёт до низкого уровня, и начинает думать, возможно ли замедлить этот процесс.

Дэниэл Киз родился в Нью Йорке в 1927 году. Его родители — Уильям и Бетти Киз — потомки еврейских эмигрантов из Российской Империи, которые переехали в Канаду, а затем в Америку в конце XIX-начале XX века.

Семья мальчика была небогатой. Как вспоминал сам Киз, в годы Великой депрессии его отец часто уходил из дома на поиски подработки ещё до рассвета, выпив лишь кружку кофе натощак.

Мать Киза работала косметологом. Профессию она освоила сама. Никто из родителей юного Дэниэла не получил полноценного образования ввиду частых переездов в детстве. Поэтому Уильям и Бетти Киз постоянно наказывали своему сыну хорошо учиться в школе, чтобы добиться успеха в жизни.

Мальчик был не против. С самого раннего детства он любил много читать и узнавать новое. Книги, как правило, ему приносил отец из своего магазина. Вероятно, именно из-за увлечения литературой у Дэниэла быстро развилась близорукость.

Дэниэл не спорил и решил, что аргументы родителей вполне убедительны. Да и расстраивать их не хотелось. Он попрощался с мечтой стать знаменитым писателем, начал работать и копить деньги на обучение в медицинском колледже.

Но иногда у него всё-таки возникали мысли попробовать стать и врачом, и писателем одновременно. Киз проучился по подготовительной программе для будущих студентов-медиков в университете Нью-Йорка целый год, потратив практически все сбережения и гадая, где бы найти денег на оплату осеннего семестра. Но молодой человек чувствовал, что учёба не приносила ему удовольствия.

На одном из занятий, учащиеся проводили вскрытие белых мышей. Операция оказала на Киза сильное впечатление, и в его сознании закрепился ещё один образ.

Позднее в тот же день, один из друзей Киза рассказал ему об интересной инициативе: если учащийся поступает на службу в армию США, то он освобождается от экзаменов. Киз решил попробовать стать моряком, но сомневался, что у него получится: проблемы со зрением никуда не исчезли. Однако он успешно прошёл медобследование и был назначен на должность судового казначея нефтяного танкера.

На корабле он также числился штатным врачом. Его служба закончилась в декабре 1946 года, когда один из матросов отравился экстрактом лимона. Капитан поручил Кизу сделать всё возможное, чтобы спасти его, но попытки откачать пострадавшего ни к чему не привели.

Он вернулся домой и в 1950 году получил степень бакалавра психологии в Бруклинском колледже. После окончания учёбы будущий писатель работал продавцом книг, а затем — в почтовой компании.

Спустя некоторое время Киз устроился редактором в журнал Marvel Science Stories. В то же время он опубликовал в журнале Outer Worlds свой первый рассказ — Robot Unwanted. Главный герой истории – робот Роберт, которому удалось получить свободу от своего хозяина. За эту историю в пять тысяч слов Киз заработал 90 долларов.

Осенью 1952 года Киз женился, и в его жизни начался новый этап.

До 1955 года Киз успел поработать в фото-бизнесе, а в 1955-56 годах он писал сюжеты для издательства EC Comics под псевдонимами Крис Дэниэлс и Эй Ди Лок.

Киз назвал мышонка в честь английского поэта Элджернона Суинберна, потому что это имя показалось ему необычным. Преподаватели из колледжа, где писатель получил образование психолога, стали прототипами учёных Штрауса и Немура.

В 1958 году он связался с редактором журнала Galaxy Science Fiction и предложил ознакомиться с историей. В издательстве были готовы опубликовать рассказ, но с одним условием: изменить концовку на более оптимистичную. Киз отказался и продал историю в журнал The Magazine of Fantasy and Science Fiction.

В 1962-1965 годах Киз работал над расширенной версией рассказа, планируя опубликовать свою первую книгу.

Но когда работа была закончена, возникли проблемы с издательством Doubleday, для которого и готовилась расширенная версия рассказа: редакторы компании тоже хотели другого завершения истории Чарли. Киз вновь отказался от внесения корректировок в концовку, вернул аванс и начал искать другое издательство.

За следующий год Киз предложил книгу пяти компаниям, но в каждой из них он получал отказ. Наконец, на публикацию согласились представители британского издательства Harcourt.

По большей части, книга расширяет оригинальный рассказ. Например, в неё добавлены сюжетные линии с семьёй Чарли, а некоторые детали (место работы главного героя) изменены. Концовка новой версии стала чуть более определённой: в рассказе главный герой просто уезжает из Нью-Йорка.

Но одним кино дело не ограничилось. В 1969, 1978 и 1991 годах произведение было адаптировано в формат театрального, музыкального и радиоспектакля. Даже сейчас книга очень популярна среди студенческих и любительских постановок.

Мы внимательно прочли книгу и решили раскрыть несколько секретов легендарного произведения.

Элджернон, Чарли и я

Элджернон, Чарли и я Дэниел Киз Твердый переплет 586 ₽ В корзину В корзину

Основой для сюжета стали детские и юношеские воспоминания Дэниэла Киза

Впервые идея произведения, посвященного интеллекту, пришла к Кизу во время учебы в медицинском колледже. Парню не было и 18 лет, когда он понял, что образование построило стену между ним и его родителями, не окончившими среднюю школу. В течение многих лет Киз собирал свои воспоминания, и именно они помогли написать ту историю, которую мы знаем сейчас. Одной из ключевых метафор для писателя стал образ книжной горы, увиденной в детстве в отцовской лавке подержанных вещей. Часть томов из этой кучи мальчик спас и прочел, а остальные — отправились в переработку.

У Чарли и других героев есть свои прототипы

Свои прототипы есть и у доктора Штрауса, срисованного Кизом с собственного психотерапевта, и у лаборанта Берта, в которого превратилась куратор писателя на психологическом факультете.

Элджернон мог быть морской свинкой, а не белой мышью, но во время учебы в медицинском колледже писатель препарировал именно мышь. Внутри нее оказалось шесть нерожденных мышат, и Киза шокировала смерть семи созданий ради его опытов. Через много лет один из этих малышей возродился в его тексте в виде высокоинтеллектуального грызуна, которого так любил Чарли.

Цветы для Элджернона

-16% Цветы для Элджернона Дэниел Киз Твердый переплет 421 ₽ В корзину В корзину

Наброски идей и целые абзацы хранились в папке Киза годами. Он хотел отказаться и от сюжета, и от намерения стать писателем, пока один из агентов не попросил у него рассказ для известного журнала.


Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Работаем вместе на виртуальной доске:
Баттл: спасение или трагедия?

Курсивом выделены темы, которые были на реальных экзаменах прошлых лет.

Какие изобретения человечества я считаю самыми важными?

Что можно считать достижением цивилизации?

Недовольство — первый шаг к прогрессу, как у отдельного человка, так и у целого народа.
Оскар Уайльд

Прогресс состоит не в замене неверной теории на верную, а в замене одной неверной теории на другую неверную, но уточненную. Стивен Хокинг

Главный смысл прогресса не в удобствах и даже не в безопасности. Развитие цивилизации даёт человеку возможность сконцетрировать духовную энергию не на унизительных тяготах бытия, а на его глубинной сути.
Борис Акунин

Мы едим пищу, которую выращивают другие люди. Мы носим одежду, которую сшили другие люди. Мы говорим на языках, которые были придуманы другими людьми. Мы используем математику, но ее тоже развивали другие люди… Я думаю, мы все постоянно это говорим. Это прекрасный повод создать что-нибудь такое, что могло бы стать полезным человечеству.
Стив Джобс

Почему люди пытаются спрогнозировать будущее цивилизации?

Какое влияние оказывают прогнозы научно-технического развития на само это развитие?

Цифровое будущее: благо или зло?

Келли и Зак Вайнерсмит. В обозримом будущем. Десять новых технологий, которые улучшат или разрушат все на свете.

Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?

Имеем лучшее образование, но меньше разума, лучшие знания, но хуже оцениваем ситуацию, имеем больше экспертов, но и больше проблем, лучшую медицину, но хуже здоровье. Достигли Луны и вернулись, но с трудом переходим улицу и знакомимся с новым соседом. Покоряем космические пространства, но не душевные. Очищаем воздух, но загрязняем душу. Подчинили себе атом, но не свои предрассудки.
Джордж Карлин

Развитие технологий больше уничтожает природу или сохраняет ее?

Что произойдет, если внезапно исчезнет электричество / интернет / нефть / канализация / бумага и т.д.?

Могут ли новые технологии сделать человека счастливым?

Могут ли новые технологии сделать человека лучше / привести к катастрофе / сделать жизнь в обществе комфортнее / привести к большей социальной справедливости? (нужное подчеркнуть).

Почему люди не всегда способны верно распорядиться результатами технического прогресса?

Существует ли что-то настолько полезное, что оправдает любые средства?

Что важнее: технический прогресс или хорошая экология?

Какую техническую новинку я бы запретил использовать?

Какую цену приходится платить за научные достижения?

На какие изменения технологии обрекают современного человека?

На первой странице Государственной Газеты сияло: "Радуйтесь, ибо отныне вы - совершенны! До сего дня ваши же детища, механизмы - были совершеннее вас. Чем? Каждая искра динамо - искра чистейшего разума; каждый ход поршня - непорочный силлогизм. Но разве не тот же безошибочный разум и в вас? Философия у кранов, прессов и насосов -законченна и ясна, как циркульный круг. Но разве ваша философия менее циркульна? Красота механизма - в неуклонном и точном, как маятник, ритме. Но разве вы, с детства вскормленные системой Тэйлора, - не стали маятниково-точны? И только одно: у механизмов нет фантазии. Вы видели когда-нибудь, чтобы во время работы на физиономии у насосного цилиндра - расплывалась далекая, бессмысленно-мечтательная улыбка? Вы слышали когда-нибудь, чтобы краны по ночам, в часы, назначенные для отдыха, беспокойно ворочались, вздыхали? Нет! А у вас - краснейте! - Хранители все чаще видят эти улыбки и вздохи. И - прячьте глаза - историки Единого Государства просят отставки, чтобы не записывать постыдных событий. Но это не ваша вина - вы больны. Имя этой болезни: фантазия. Это - червь, который выгрызает черные морщины на лбу. Это - лихорадка, которая гонит вас бежать все дальше - хотя бы это "дальше" начиналось там, где кончается счастье. Это - последняя баррикада на пути к счастью. И радуйтесь: она уже взорвана. Путь свободен. Последнее открытие Государственной Науки: центр фантазии - жалкий мозговой узелок в области Варолиева моста. Трехкратное прижигание этого узелка Х-лучами - и вы излечены от фантазии - навсегда. Вы - совершенны, вы - машиноравны, путь к стопроцентному счастью - свободен. Спешите же все - стар и млад - спешите подвергнуться Великой Операции. Спешите в аудиториумы, где производится Великая Операция. Да здравствует Великая Операция. Да здравствует Единое Государство, да здравствует Благодетель!"

Евгений Замятин. Мы.

Прогресс технологии одаряет нас все более совершенными средствами для движения вспять.

Способствует ли прогресс науки улучшению нравов?

Всегда ли моральный уровень учёного/человечества соответствует научному?

Может ли научный прогресс привести к негативным для человека последствиям?

Как научный прогресс влияет на обычную жизнь людей?

Эх, старые добрые времена, когда можно было отдать свою жизнь за построение нового мира, а умереть в старом.
Аркадий и Борис Стругацкие

Прогресс может оказаться совершенно безразличным к понятиям доброты и честности, как он был безразличен к этим понятиям до сих пор. Управлению, например, для его правильного функционирования ни честность, ни доброта не нужны.
Аркадий и Борис Стругацкие. Улитка на склоне

Прогресс человеческий несет с собой смертный приговор и религиозной идее, и религиозному чувству.
Георгий Плеханов

Все ли имеющиеся технологии надо использовать?

Отказ от каких технологий сделает человечество нравственней?

Вы - в мире умных машин. В мире машин слишком умных, чтобы человек, владеющий ими, был счастлив. Вы - в "дивном новом мире" потребительской цивилизации, где "человек разумный" практически вынужден обратиться в "человека благополучного". Вы - в машинном раю, в коем выбор прост и жесток: смириться и утратить свою человеческую сущность или из последних сил рвануться, выломиться из электрического Эдема.

Вы уверены, что способны победить? Уверены? А что вы станете делать после победы.

Курт Воннегут. Утопия 14

Согласны ли Вы с тем, что чем дальше продвигается цивилизация, тем беспомощнее становится человек?

Что важнее: безопасность или свобода?

Согласны ли Вы с тем, что потребительство – одна из главных проблем в 21 веке?

Каковы могут быть последствия перехода полномочий от людей к компьютерным программам?

Что произойдет, когда социальные сети будут знать наши вкусы / личные симпатии / политические предпочтения и т.д. лучше нас самих?

Меньше или больше у человека будет свободы, когда работать и принимать решения за него будут машины?

- Прежде всего позвольте заверить, что я на все сто процентов за машину, которая прекратит убийства. В такой машине давно уже назрела необходимость. Я только против того, чтобы вводить в страж-птицу самообучающееся устройство. В сущности, это значит оживить машину, дать ей что-то вроде сознания. Этого я одобрить не могу.
- Но позвольте, мистер Гелсен, вы же сами уверяли, что без такого устройства страж-птица будет недостаточно эффективна. Тогда, по всем подсчетам, птицы смогут предотвращать только семьдесят процентов убийств.
- Да, верно, - согласился Гелсен, ему было ужасно не по себе. Но он упрямо докончил: - А все-таки, я считаю, с точки зрения нравственной это может оказаться просто опасно - доверить машине решать человеческие дела.
***
Высоко в небе Ястреб атаковал Страж-птицу. Бронированная машина-убийца за несколько дней многому научилась. У нее бьио одно-единственное назначение: убивать. Сейчас оно было направлено против совершенно определенного вида живых существ, металлических, как и сам Ястреб.

Роберт Шекли. Страж-птица

Владислав Крапивин. Гуси-гуси, га-га-га.

От каких ошибок предостерегают нас писатели-фантасты?

К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?

Ошибки, которые не дают опыта.

Всякая ли ошибка по-своему ценна?

Возможны ли великие открытия без череды ошибок?

Какую цену готовы заплатить учёные за великие открытия?

Великим открытиям предшествует череда ошибок.

Великое открытие может быть сделано случайно, без накопления опыта.

Человек, который много совершает, и ошибается во многом.
Еврипид

Как связано благосостояние человека с его нравственными ценностями?

Какой станет цивилизация, когда закончатся нефть, газ и уголь?

Являются ли войны приемлемой ценой за быстрый технический прогресс?

Как бы я предложил(а) отличать роботов от людей?

Сможет ли человек в будущем полностью жить в виртуальном мире?

Как понять, что ты не в матрице?

Какие решения нельзя доверить машине?

В чем машина никогда не превзойдет человека?

Помешает ли человеку развитие искусственного интеллекта сохранить духовность?

Что лучше: приобретать знания самому или закачивать их в мозг, если это технически возможно?

Что важнее: уметь общаться в сети или в реальности?

Как могут измениться люди при дальнейшем развитии компьютерных технологий?

Что дает мне общение в социальных сетях?

Вредят или помогают образованию современные технологии?

Может ли виртуальное общение заменить реальное?

Помогает или мешает общаться интернет?

Должно ли человечество исследовать дальний космос?

Способствует ли для общего блага возможность всякому выражать своё мнение в интернете?

Можно ли остаться свободным от влияния социальных технологий?

Имеет ли право высокоразвитая цивилизация (высокоразвитое общество) подталкивать к развитию менее развитую цивилизацию (менее развитое общество)?

Ошибки человечества на пути создания лучшего общества.

Имеют ли право политики совершать ошибки?

Можно ли пренебречь чувствами людей ради достижения общественного блага?

Спасёт ли человечество от войн борьба со страстями?

Следует ли для построения идеального общества брать под контроль чувства/разум/чувства и разум людей?

Чем опасны современные технологии манипулирования сознанием?

Какие опасности несут в себе попытки управления чувствами/поведением других людей?

Бывает ли общественное мнение ошибочным?

Политики несут слишком большую ответственность, чтоб ошибаться.

Иногда целые поколения страдают, чтоб извлечь урок из ошибок политиков. --> Из исторических ошибок необходимо извлекать уроки, чтоб жертвы не были напрасными.

Чувства людей взять (брать) под контроль невозможно/бессмысленно/преступно/ свой вариант.

Попытки построить идеальный мир, лишая людей чувств, больше создают проблем, чем решают.

Государство не должно/обязано пытаться управлять сознанием человека и его чувствами.

Евгений Замятин. Мы.

- А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать.
- Помилуйте! - вскричал Лужин.
- Нет, это не так! - отозвался Зосимов.
Раскольников лежал бледный, с вздрагивающей верхнею губой и трудно дышал.
- На всё есть мера, - высокомерно продолжал Лужин, - экономическая идея еще не есть приглашение к убийству, и если только предположить.
- А правда ль, что вы, - перебил вдруг опять Раскольников дрожащим от злобы голосом, в котором слышалась какая-то радость обиды, - правда ль, что вы сказали вашей невесте. в тот самый час, как от нее согласие получили, что всего больше рады тому. что она нищая. потому что выгоднее брать жену из нищеты, чтоб потом над ней властвовать. и попрекать тем, что она вами облагодетельствована.

Как скажется на людях достижение долголетия и избавление от болезней?

Почему я за (против) вмешательство(а) в геном человека?

Имеет ли человек право вмешиваться в то, что создала природа?

Как изменятся моральные нормы, если человек будет дальше изменять гены/вирусы и т.п.?

Как принять решение об использовании нового лекарства, если оно является спасением для одних, но трагедией для других?

Какие качества людей в первую очередь проявляются во время эпидемий?

Разобщила или сплотила людей пандемия ковида?

Имеем ли мы право выращивать клонов человека на запасные органы?/Допустимо ли подобное развитие науки?

Читайте также: