Цветок как бубенчик беленький венчик цветет

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Цели и задачи: уточнить и расширить знания детей об изменениях в природе весной; учить понимать природу, видеть ее красоту и беззащитность, относиться к ней бережно, с любовью и уважением.

Оборудование: весенние пейзажи русских художников; фотографии и рисунки перелетных птиц, первоцветов, цветущих деревьев.

Каждая пора года хороша по-своему. Сегодня мы будем говорить о самом чудесном времени года. Отгадайте, о каком:

Зеленоглаза, весела
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла
То, что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство, чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы -

Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - . (Весна)

Учитель: Весну с особенным волнением ждёт каждый человек. А. П. Чехов так выразил это чувство: “С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна”.

Весна в нашей Воронежской области начинается не сразу, и не враз она показывается во всей своей красе. Первый период – это ранняя весна. Её именуют предвесеньем.

Ещё метет ночами вьюга,
Еще морозно поутру,
Но по-весеннему упруго
Березки гнутся на ветру.
Зима умаялась, устала,
Весна – красна идет во двор.
Подходит время вербам талым
Рядиться в праздничный убор. (Н. Грачев “Ледоход”)

Учитель: Отгадайте, какой месяц весну начинает:

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад -
Заглянул к нам месяц . (Март)

Учитель: Этот месяц начинает календарную весну.

- Ребята, знаете ли вы, с какими природными явлениями связано наступление весны? Отберите из предложенных явлений те, которые открывают весну.

Снегопад, зной, ледоход, листопад, капель, прилет птиц, вьюга, радуга, таяние снега, иней, увеличение долготы дня, метель, разрушение санного пути, ледостав.

Всем известно нам, конечно,
Что ходить не может лёд,
Но вчера на нашей речке
Был, однако - . (ледоход).

- О марте народ говорит:

Март морозом на нос садится.

Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.

Звучит романс С. Рахманинова “Весенние воды”

Учитель: Весна угадывается не только по яркому солнцу и неумолчной капели, но и по прилету наших пернатых друзей.

Раззвонив капелью ликующей
О своем возвращенье домой,
Из-за всех морей существующих
Птиц приводит она за собой. (Г. Лутков “Птицы”)

Учитель: Какие птицы прилетают к нам весной первыми?

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)

От самой ещё заставы,
Из-за берёзовых тихих дач,
Послышался окрик его картавый.
И сразу весь город увидел:
- Грач!
Ах, ветка родная!
Он дома, он дома! —
И с лёта,
Прокаркав привет детворе,
Усталый, счастливый,
Наш старый знакомый
Садится на тополь на нашем дворе.

- О ком эта загадка?

На шесте - дворец, во дворце - певец. (Скворец)

Ждет гостей высокий клен -
Дом на ветке укреплен.
Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов.
В синем небе щебет слышен.
К нам летит семья скворцов.
Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц еще вчера.
Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.
Мы скворцам руками машем,
Барабаним и поем:
- Поживите в доме нашем!
Хорошо вам будет в нем!
Стали птицы приближаться,
Долетели до двора,
Не смогли мы удержаться,
Хором крикнули: - Ура!
Удивительное дело:
Все семейство улетело. (А. Барто “Скворцы прилетели”)

- Отгадайте следующую загадку:

Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения!
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет. (Жаворонок)

Прямо в пашне прячется застенчиво,
А вспорхнёт —
и целых полчаса,
Вроде окрылённого бубенчика,
Медленно
уходит в небеса.
Повисает точкой-невидимкою
И звенит над вашей головой,
Над полями,
Над прозрачной дымкою,
Над ковром ромашки луговой.
Льётся звон.
Столбы ровняют линию.
Трактора рокочут горячо.
А подпасок смотрит в небо синее,
Перекинув кнут через плечо. (С. Смирнов “Жаворонок”)

Учитель: 21 марта на всей земле день равен ночи: у нас, в северном полушарии, наступает весеннее равноденствие. Этот день считается астрономическим началом весны.

В конце марта в лесах Воронежской области начинается сокодвижение у кленов, а вслед за этим и у берез. Это явление знаменует собой фенологическое начало весны.

(Фенология – раздел биологии, изучающий закономерность и периодичность явлений в жизни животных и растений в связи со сменой времен года.)

- По-настоящему весенним у нас бывает месяц, о котором говорится в загадке:

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель -
В гости к нам пришел . (апрель).

Идет синеглазый и солнечный,
Идет нараспашку апрель,
Идет по дороге проселочной
И птицам дарует свирель. (П. Касаткин “Апрель”)

- Народная мудрость гласит:

Где в апреле река, там в июле лужица.

Апрель с водой, май с травой.

Исполнение песни Ю.Энтина, Е. Крылатова, “Крылатые качели”

И от этого тепла
В наступленье рванулась весна –
Взрывы почек леса оглашают,
Всем по сердцу такая весна,
Потому что цветы побеждают. (И. Мирошников “Подснежник”)

Тысячи цветов украшают землю, но первые подарки весны – наши скромные первоцветы, особенно волнуют тонким ароматом и восхищают своей нежной красотой.

- Отгадайте, какие это цветы:

Я гадаю, что за цвет -
Одуванчик или нет?
Если он, то очень странно,
Почему цветёт так рано!? (Мать-и-мачеха)

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)

Плакала снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая березы,
Выросли подснежники –
Снегурочкины слезы. (Т. Белозеров “Подснежники”)

Цветок – как бубенчик,
Беленький венчик,
Цветет он не пышно,
Звенит ли – не слышно. (Ландыш)

У Надежки две одежки:
То в розовом платье,
То в синем халате. (Медуница)

Учитель: Раннецветущие растения требуют нашей заботы и бережного отношения. Нельзя рвать эти цветы. Без них лес, луг станут беднее, а вместе с ними станем беднее и мы, так как лишимся их нежной красоты. Кроме того, некоторые из раннецветущих растений, такие как мать-и-мачеха, ландыш, являются лекарственными.

- Отгадайте, в каком месяце весна является во всей своей красе?

Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край -
Нас теплом встречает. (Май)

- О мае народ говорит:

Май, май, да шубу не снимай.
Цветущий май – настоящий май.
Как в мае дождь, так и будет рожь

Страстный любитель природы нашей области Кирилл Ермолаев в своей замечательной книге “Лесные мгновения” называет весну порой обновления и очень тепло пишет об этом третьем периоде весны. В теплые майские деньки “расцвела черемуха, развернул листья ландыш, а лекарственная купена нарядилась в сережки, да такие красивые, что даже самые взыскательные женщины-модницы им позавидуют”.

- А теперь мы проведем игру “Продолжай - не зевай!” на знание пословиц и поговорок о весне.

(Дети по очереди говорят пословицы и поговорки о весне, которые они нашли к занятию)

Как не злись метелица, всё весной повевает.

Весною день упустишь, годом не вернешь.

Кто спит весною - плачет зимою.

Вода потекла, весну принесла.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Весна днем красна.

Весной — ведро воды, ложка грязи; осенью — ложка воды, ведро грязи.

Прилетела бы чайка, а весна будет.

Весенний день год кормит.

Матушка – весна всем красна.

Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает.

Готовь сани с весны, а колёса с осени.

Одна ласточка не делает весны.

Вода с гор потекла – весну принесла.

Весенний день – что ласковое слово.

Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.

Весной часом отстанешь — днем не догонишь.

Наряди пень в весенний день, и пень хорош будет.

Весной дождь парит, осенью мочит.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.

Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

Сегодня не тает, а завтра Бог знает.

Ветер снег съедает.

Весна и осень на пегой кобыле ездят.

Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок

- Убранство весенней земли всегда нарядно и празднично. Весна с новой силой будит в нас сыновние чувства, умножает любовь к Родине.

Цветет над тихой речкой яблоня,
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!
Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать ее добра!
Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз,
Какая Родина счастливая,
И это счастье – все для нас! (В. Боков “О весне”)

Исполнение песни А. Пришельца, Д. Кабалевского “Наш край”

Дорогие ребята! Берегите красоту природы, лелейте ее зеленые ростки и растите их до могучих деревьев, плодоносящих нив и полей.

обложка книги Стихи, песенки, загадки, считалки, поговорки, потешки. Для детей от 0 до 3 лет автора Валентина Дмитриева

В книге собраны стихи, песенки, загадки, считалки, поговорки и потешки по всем основным темам для детей от рождения до трех лет. Издание адресовано родителям, воспитателям.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Задачи:
-учить понимать природу, видеть ее красоту, бережно относиться к природе;
-возрождать интерес и уважение к праздникам, народным традициям, обычаям;
- развивать внимание, речь, память, мышление.

Класс: 3-4

Учитель.
Здравствуйте, ребята! Мы рады вас видеть!
Каждая пора года хороша по-своему. Сегодня мы будем говорить о самом чудесном времени года. Отгадайте, о каком:
Зеленоглаза, весела
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла
То, что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство, чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы -
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - . (Весна)

Вопросы:
1.А какие из 12 месяцев являются весенними?
2.Сколько дней в марте, апреле, мае?
3.Какого числа бывает весеннее равноденствие?
Ребята, знаете ли вы, с какими природными явлениями связано наступление весны?
Сегодня мы с вами поговорим о весенних праздниках. А какие весенние праздники знаете вы?

Ученики отвечают.
1.Март, апрель, май
2. (31), (30), (31)
3. 21 марта
С приходом весны начинает таять снег, появляется оттепель, звенит весенняя капель, на реках начинается ледоход.

Учитель.
А сейчас послушайте легенды о происхождении праздника первого дня весны.
Происхождение первого дня весны связывают с красивыми легендами. Согласно одной из них, в 1 марта на опушку леса вышла Весна и увидела, как в зарослях терновника из-под снега начал пробиваться небольшой белый цветок - подснежник и решила расчистить землю вокруг него, чтобы помочь ему распуститься. Зима увидела это и ниспослала холодный ветер и снег, чтобы загубить подснежник. Однако добрая Весна наклонилась над ним и накрыла его руками, уколовшись при этом об колючий терновник. Капля ее крови капнула на росток и подснежник ожил, Весна победила Зиму.
Вопрос: Какой цветок спасла Весна?

Ученики отвечают.
Подснежник

Ученики отвечают.
Змея

Учитель.
Тысячи цветов украшают землю, но самые первые подарки весны – наши скромные первоцветы, особенно волнуют тонким ароматом и восхищают своей красотой. Отгадайте загадки.
1) Первым вылез из землицы
На проталинке.

Он мороза не боится, хоть и маленький.
Подснежники занесены в Красную книгу.
2) Я гадаю, что за цвет -Одуванчик или нет? Если он, то очень странно, Почему цветет так рано?
3)Цветок, как бубенчик, Беленький венчик, Цветет он не пышно, Звенит ли, не слышно.

Ученики отвечают.
1.подснежник
2. мать-и-мачеха
3. ландыш

Учитель.
Раннецветущие растения требуют нашей заботы и бережного отношения. Нельзя рвать эти цветы. Без них лес, луг станет беднее, а вместе с ними станем беднее и мы, так как лишимся их нежной красоты. Кроме того, некоторые раннецветущие растения, такие как мать-и-мачеха, ландыш являются лекарственными. Ландыш – это маленький лесной доктор. Если из него приготовить лекарство, то оно окажет помощь больному сердцу. А мать-и-мачеха поможет от кашля, при головной боли, для сердца, почек и желудка.
Вопрос: Названия каких лекарственных растений вы услышали?

Ученики отвечают.
Ландыш, мать-и-мачеха

Учитель: Также 1 марта отмечают день кошек.
У кого дома есть кошки? А каких диких родственников кошки вы знаете?

Ученики отвечают на вопросы.

Ученики отвечают.
1.Матильда
2.Базилио
3.Том
4.Лев
5.Мурка
6.Рысь

Учитель: А следующий наш праздник – Масленица, праздник проводов длинной Зимы, это ожидание весеннего тепла, это обновление природы. Люди испокон веков воспринимали Весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь всему живому. Масленицу любили и простой народ, и цари с боярами.
Задание: Сейчас вы должны будете по группам нарисовать как празднуют масленицу. У вас есть 3 минуты.

Ученики выполняют задание и рассказывают про свои рисунки.

Учитель: А кто из вас знает, какой праздник отмечают во всем мире 29 марта?
29 марта отмечают праздник День защиты Земли. В этот день многие подсветки всемирно известных сооружение вечером не горят 1 час, призывая людей защищать природу - мать всего живого. Бережно относится ко всему живому, и информировать всех жителей планеты о важности сохранения и бережного пользования природными ресурсами
Вопросы:
1.К чему призывает день защиты Земли?
2. Как можно сохранить нашу планету?

Ученики отвечают.
1.Беречь природу
2.Экономить свет, бережно относиться к воде и т.п.

Учитель проводит физкультминутку, ученики повторяют движения за учителем.

Ученики выполняют задание, читают придуманные рассказы.

Учитель: Также в мае мы отмечаем один из самых важных праздников в России- это 9 мая.
9 мая в нашей стране празднуется день победы СССР над нацистской Германией в Великой Отечественной войне, которая длилась долгих четыре года с июня 1941-го по май 1945 года.
Советские солдаты отвоевали для нас мир, и в признательность за это мы должны всегда помнить о той войне и стараться узнать о ней всю правду, какой бы горькой и жестокой она ни была, потому что ложь и забвение страшнее смерти. Из всех официальных праздников 9 мая остается в нашей стране самым теплым и неофициальным. В этот день каждый по-своему старается выразить свою личную благодарность немногим оставшимся в живых ветеранам: кто-то дарит гвоздики незнакомым седовласым людям с орденами на груди, кто-то преподносит им самодельные открытки и подарки, кто-то просто подходит и благодарит. А недавно появилась хорошая традиция повязывать на одежду, сумки и даже машины георгиевские ленточки как символ памяти и глубокого уважения ко всем павшим и выжившим на той страшной и такой далекой теперь войне.
Вопрос: Как же мы можем поздравить ветеранов ?

Ученики отвечают.
Мы можем подарить ветеранам открытки, красные гвоздики и т.п.

Учитель: А сейчас я бы хотела рассказать про праздник, который ожидает девочек уже очень скоро. Это 8 марта.

Близких и знакомых женщин поздравляют именно 8 Марта, а коллег женского пола или работников госучреждений (учителей,воспитателей) принято поздравлять накануне, изредка — на следующий рабочий день после праздника.
Вопросы:
1.Единственная дама в круге зодиака?
2.Богиня цветов это -…
3.Первая женщина космонавт.

Ученики отвечают.
1.Дева
2.Флора
3.Валентина Терешкова

Учитель: Итак, наш классный час подходит к концу. Что вам понравилось? Что было интересно? Что нового узнали?

обложка книги Стихи, песенки, загадки, считалки, поговорки, потешки. Для детей от 0 до 3 лет автора Валентина Дмитриева

В книге собраны стихи, песенки, загадки, считалки, поговорки и потешки по всем основным темам для детей от рождения до трех лет. Издание адресовано родителям, воспитателям.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Читайте также: