Цветок имеется у папоротниковидных голосеменных плауновидных покрытосеменных

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 18.09.2024

1) разрушают горные породы
2) связывают атмосферный азот
3) служат кормом для животных
4) участвуют в почвообразовании
5) являются сырьём для получения агар-агара
6) являются сырьём для получения антибиотиков

В6. Для риниофитов было характерно

1) наличие ризоидов
2) наличие настоящих корней
3) отсутствие покровной ткани
4) наличие проводящей системы
5) наличие настоящих стеблей и листьев
6) отсутствие настоящих стеблей, листьев и корней

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В7. Установите соответствие между характеристиками и группой растений, к которой они относятся.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
A) являются высшими растениями
Б) являются низшими растениями
B) тело расчленено на органы
Г) одноклеточные и многоклеточные организмы
Д) размножаются спорами
Е) размножаются семенами

ГРУППА РАСТЕНИЙ
1) водоросли
2) покрытосеменные

А

Б В Г Д

Е

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

В8. Установите последовательность событий, связанных с развитием растительного мира.

A) появление простейших одноклеточных организмов
Б) появление первых наземных растений
B) появление процесса фотосинтеза
Г) накопление в атмосфере кислорода
Д) появление одноклеточных водорослей
Е) появление многоклеточных водорослей
Ж) появление высших споровых растений
3) появление голосеменных растений
И) появление покрытосеменных растений
К) появление семенных папоротников
Л) появление полового процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволит учителю проверить у учащихся уровень усвоения знаний по разделу "Покрытосеменные растения". Также предложен ключ к тесту.

Выберите один правильный ответ

А1. Повышение жизнеспособности потомства цветковых растений происходит в результате размножения

Луковицами 2) клубнями 3)черенками 4)семенами

А2. Почему на Земле число видов покрытосеменных растений превосходит число видов растений всех остальных отделов?

У них имеются разнообразные приспособления к жизни в разных условиях.

Они отличаются большей продолжительностью жизни.

Для них характерна развитая корневая система.

Они имеют клеточное строение и содержат пигмент хлорофилл.

А3. Что позволило покрытосеменным растениям занять господствующее положение на Земле

сожительство корней растений с грибами (микориза)

защита семян плодовыми оболочками

наличие в листьях устьиц, обеспечивающих газообмен

наличие в клетках листьев хлоропластов

А4. Характерная особенность строения цветка насекомоопыляемых растений –

крупные пыльники с мелкой сухой пыльцой

перистое широкое рыльце

наличие тычинок на длинных нитях

А5. Появление различных форм и окрасок цветков связано с

А6. Отличительным признаком покрытосеменных растений является наличие:

семениъ 2)камбия 3)цветка 4)проводящих сосудов

А7. Плоды покрытосеменных растений образуются из:

стенок завязи цветка 2)спор 3)семян 4)пыльцевых зёрен

А8. Покрытосеменные растения отличаются от других отделов растений наличием:

семян 2)цветков 3)листьев 4)корней

А9. Генеративный орган – цветок – имеется у

3) покрытосеменных 4)плауновидных

С1. Дайте краткий ответ на вопрос. Почему не следует срывать цветки у дикорастущих растений?

С2. Какие признаки характерны для покрытосеменных растений?

В1 Установите соответствие между характерным признаком растения и его принадлежностью к отделу.

ОТДЕЛ ХАРАКТЕРНЫЙ ПРИЗНАК

1) господствуют в растительном мире

2) все растения ветроопыляемые

3) наличие цветков

4) образование семян в шишках

5) двойное оплодотворение

6) отсутствие плодов

В2. Установите соответствие между признаком и отделом растений:

ОТДЕЛ ХАРАКТЕРНЫЙ ПРИЗНАК

1) размножение семенами

2) спорофит развивается на гаметофите

3) наличие ризоидов

4) наличие корней

5) гаметофит сильно редуцирован

6) наличие цветков

В3. Соотнесите признаки растений с их представителями.

4) размножение спорами

5) размножение семенами

6) однодольное растение

В4 Установите последовательность появления основных групп растений на Земле.

А) зелёные водоросли

В) покрытосеменные
Г) папоротниковидные

В5. Установите последовательность процессов, происходящих при двойном оплодотворении цветковых растений:

4. Он питается за счет питательных веществ, запасенных в споре.

5. Папоротники цветут один раз в году.

  1. Укажите, какие признаки характерны для цветков насекомоопыляемых растений.
  1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1.Тело лишайников представлено слоевищем.

2. Оно состоит из водоросли и гриба.

3. Водоросль снабжает лишайник водой с растворенными минеральными солями.

4. Гриб снабжает водоросль органическими веществами.

5. Гриб, входящий в состав лишайника, может встречаться в свободноживущем виде.

  1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1.К голосеменным растениям относятся хвойные.

2. В качестве проводящей ткани у них сосуды и трахеиды.

3, У голосеменных развивается пыльцевая трубка, обеспечивающая доставку спермия к яйцеклетке.

4. Спермии голосеменных имеют два жгутика и подвижны.

5. У голосеменных семя содержит зародыш и питательную ткань для него — триплоидный эндосперм.

  1. Школьники находились на поле поздней осенью, когда стебли растений уже пожухли. Учитель дал им задание найти участок поля, на котором произрастали бобовые растения. Как они смогут это сделать?
  1. В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению со мхами? Приведите не менее трёх признаков.

1) у папоротников появились корни

2) у папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань

3) в цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаметофитом), который представлен заростком

  1. Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?

1) буквой А обозначен сосудисто-волокнистый пучок (жилка), в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань

2) сосуды обеспечивают транспорт воды в листья

3) ситовидные трубки обеспечивают транспорт органических веществ из листьев в другие органы

4) клетки механической ткани придают прочность и являются каркасом листа

1) замыкающие клетки устьиц содержат хлорофилл, и на свету в них происходит фотосинтез

2) повышение концентрации глюкозы в клетках вызывает поступление в них воды

3) объем замыкающих клеток увеличивается и, вследствие разной толщины клеточных стенок, форма клеток изменяется, и устьица открываются

  1. Объясните, почему подберезовики нельзя выращивать на искусственных питательных субстратах, а шампиньоны можно.

1) подберезовики образуют микоризу с корнями деревьев

2) органические вещества, необходимые для питания, подберезовики получают от растений

3) шампиньоны не образуют микоризу и питательные вещества поглощают из субстрата

  1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. Папоротники - древние споровые растения.

2 Из споры у них развивается заросток.

3. Заросток папоротников не содержит хлорофилла.

4. Он питается за счет питательных веществ, запасенных в споре.

5. Папоротники цветут один раз в году.

ошибки в предложениях 3, 4, 5

3) заросток папоротников содержит хлорофилл

4) он питается за счет питательных веществ, синтезируемых при фотосинтезе

5) папоротники не цветут

1) цветки или соцветия яркие и относительно крупных размеров

2) цветки могут содержать нектарники и обладают ароматом

3) пыльца относительно крупных размеров, клейкая или с выступом для прикрепления к насекомым

  1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1.Тело лишайников представлено слоевищем.

2. Оно состоит из водоросли и гриба.

3. Водоросль снабжает лишайник водой с растворенными минеральными солями.

4. Гриб снабжает водоросль органическими веществами.

5. Гриб, входящий в состав лишайника, может встречаться в свободноживущем виде.

ошибки в предложениях 3, 4, 5

3) водоросль снабжает лишайник органическими веществами, синтезированными при фотосинтезе

4) гриб снабжает водоросль водой с растворенными минеральными солями

5) гриб, входящий в состав лишайника, не встречается в свободноживущем виде

  1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1.К голосеменным растениям относятся хвойные.

2. В качестве проводящей ткани у них сосуды и трахеиды.

3, У голосеменных развивается пыльцевая трубка, обеспечивающая доставку спермия к яйцеклетке.

4. Спермии голосеменных имеют два жгутика и подвижны.

5. У голосеменных семя содержит зародыш и питательную ткань для него — триплоидный эндосперм.

ошибки в предложениях 2, 4, 5

2) проводящая ткань голосеменных представлена трахеидами, сосуды у них отсутствуют

4) спермии голосеменных без жгутиков и неподвижны

5) эндосперм голосеменных гаплоидный

  1. Школьники находились на поле поздней осенью, когда стебли растений уже пожухли. Учитель дал им задание найти участок поля, на котором произрастали бобовые растения. Как они смогут это сделать?

1) Так как стеблей у растений уже нет, то задача состоит в том, чтобы отличить бобовые растения по корням..

2) Бобовые растения образуют симбиоз с азотофиксирующими клубеньковыми бактериями

3) Следовательно, на корнях бобовых будут клубеньки.

1.Сколько видов растений в приведённом списке: покрытосеменные, клевер красный, клевер ползучий, двудольные, бобовые, крестоцветные, сурепка обыкновенная, редька дикая, берёза, ландыш?

1) 7 2) 2 3) 6 4) 4

2. Гаметофитом папоротника является

1) заросток 2) спора 3) зелёное растение 4) зигота

3. В чём заключается отличие корневых волосков от гифов грибов?

1) корневые волоски обладают большей всасывающей поверхностью

2) корневые волоски многоклеточные, а гифы одноклеточные

3) корневые волоски всасывают органические вещества, а гифы — минеральные

4) корневые волоски одноклеточные, а гифы многоклеточные

4. К видоизменённым подземным побегам относят

1) корневища пырея 2) корнеплоды моркови

3) придаточные корни пшеницы 4) корневые отпрыски малины

5. Передвижению воды по стволу дерева на большую высоту способствует корневое давление и

1) образование органических веществ в растении

2) испарение воды листьями

3) поглощение корнями минеральных веществ

4) отток органических веществ в другие органы

6. Какой буквой на рисунке обозначено место в цветке, где происходит двойное оплодотворение?

1) А 2) Б 3) В 4) Г

7. Какой буквой на рисунке обозначен камбий?

1) А 2) Б 3) В 4) Г

8. Цианобактерии, в отличие от бактерий сапротрофов, осуществляют

1) гниение 2) брожение 3) фотосинтез 4) дыхание

9. Определите число родов, в которые объединены перечисленные виды растений: колокольчик сборный, клевер красный, василёк полевой, клевер ползучий, горох посевной, василёк луговой.

1) один 2) два 3) три 4) четыре

10. Каждый отдел растений подразделяют на

1) царства 2) отряды 3) классы 4) типы

11. Чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных?

1) семена образуются в результате оплодотворения

2) зародыш будущего растения находится внутри семени

3) семена расположены внутри плода

4) оплодотворение происходит в семязачатках

12 У растений механическая ткань, в отличие от покровной, выполняет функцию

1) защитную 2) образовательную 3) опорную 4) проводящую

13. Шишка голосеменных растений — это

1) видоизменённый цветок 2) видоизменённый побег с семенами

3) видоизменённый стебель 4) плод с семенами

14. Какая клетка после опыления цветковых растений может образовывать пыльцевую трубку?

1) вегетативная 2) центральная 3) генеративная 4) вторичная

1. Укажите наиболее крупную систематическую категорию

1) царство 2) отдел 3) класс 4) семейство

2. Как называется группа растений, объединяющая родственные виды

1) семейство 2) род 3) класс 4) популяция

3. Организмы, клетки которых имеют хлоропласты, относят к царству

1) животных 2) растений 3) грибов 4) бактерий

4. Какая схема используется при классификации растений

1) вид — -> род — -> семейство — -> порядок — -> класс — -> отдел

2) вид — -> семейство — -> порядок — -> род — -> класс — -> отдел

3) вид — -> отдел — -> класс — -> порядок — -> род — -> семейство

4) вид — -> класс — -> отдел — -> порядок — -> род — -> семейство

5. Способность растений скрещиваться и давать плодовитое потомство — это основной признак

1) рода 2) отдела 3) класСА 4) вида

6. Найдите название класса среди перечисленных групп растений

1) моховидные 2) двудольные 3) цветковые 4) голосеменные

7. В царство растений объединяют организмы, способные создавать органические вещества из неорганических с использованием энергии

1) тепловой 2) солнечной 3) механической 4) химической

8. Укажите признак, характерный только для царства растений

1) имеют клеточное строение 2) дышат, питаются, растут, размножаются

3) имеют фотосинтезирующую ткань 4) питаются готовыми органическими веществами

9. Название вида образуется из двух названий

1) рода и видового эпитета 2) семейства и рода 3) класса и семейства 4) типа и класса

10. Род клевер и род чина систематики объединяют в более крупную категорию

1) порядок 2) семейство 3) класс 4) отдел

11. Вид ромашка аптечная объединяет

1) разнообразные цветковые растения 2) множество особей на основе их родства

3) родственные роды растений 4) растения одного природного сообщества

12. В какую систематическую категорию объединяют род люпин и род чина

1) отдел 2) порядок 3) класс 4) семейство

13. Укажите наиболее крупную систематическую категорию

1) царство 2) отдел 3) класс 4) семейство

14. Бактерии, грибы, растения, животные в системе органического мира рассматриваются как

1) типы 2) подцарства 3) царства 4) классы

15. Основная задача систематики

1) изучение этапов исторического развития организмов

2) изучение взаимосвязей организмов и окружающей среды

3) изучение приспособленности организмов к среде обитания

4) объединение организмов в группы на основе родства

16. Какая схема используется при классификации растений

1) вид — -> род — -> семейство — -> порядок — -> класс — -> отдел

2) вид — -> семейство — -> порядок — -> род — -> класс — -> отдел

3) вид — -> отдел — -> класс — -> порядок — -> род — -> семейство

4) вид — -> класс — -> отдел — -> порядок — -> род — -> семейство

17. Найдите название класса среди перечисленных групп растений

1) моховидные 2) двудольные 3) цветковые 4) голосеменные

18. Какая систематическая группа организмов реально существует в природе?

1) вид 2) род 3) семейство 4) класс

19. Правильная схема классификации животных:

2) вид----тип---класс---отряд — --род----семейство

20. Родственные виды растений и животных объединяют в

1) царства 2) роды 3) семейства 4) классы

21. Наибольшая группа в систематике животных — это

1) вид 2) отряд 3) тип 4) класс

22. В систематике растений отсутствует отдел

1) моховидные 2) двудольные 3) цветковые 4) голосеменные

23. В системе органического мира позвоночные животные – это

1) тип 2) подтип 3) класс 4) отряд

24. В систематике животных хордовые рассматриваются как

1) тип 2) подтип 3) надцарство 4) подцарство

25. В систематике растений крестоцветные рассматриваются как

1) класс 2) порядок 3) семейство 4) род

26. В систематике животных насекомые рассматриваются как

1) тип 2) подтип 3) класс 4) отряд

27. Исходная единица систематики организмов

1) вид 2) род 3) популяция 4) отдельная особь

28. Сходство между корнем и стеблем проявляется в том, что оба органа

1) растут своей верхушкой 2) делятся на одинаковые функциональные зоны

3) способны к фотосинтезу 4) имеют генеративные почки

29. Из чего развивается зародышевый мешок покрытосеменных растений?

1) из пыльцевого зерна 2) из вегетативной клетки

3) из яйцеклетки 4) из мегаспоры

30. Если у растения сетчатое жилкование листьев, то у него, как правило,

1) мочковатая корневая система 2) одна семядоля в семени

3) развит главный корень 4) цветок трёхчленного типа

31. Какое из названных семейств растений относится к классу Однодольные?

1) Паслёновые 2) Крестоцветные 3) Сложноцветные 4) Злаки

32. На каком рисунке изображена морская водоросль ламинария?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

33. Об усложнении покрытосеменных растений, по сравнению с голосеменными, свидетельствует появление у них

1) придаточных корней 2) зародыша в семени 3) разнообразия листьев 4) разнообразных плодов

34. Между древесиной и лубом в стволе липы расположена ткань

1) покровная 2) фотосинтезирующая 3) основная 4) образовательная

35. Корень большинства существующих растений не может выполнять функцию

1) дыхания 2) проведения веществ 3) запасания органических веществ 4) фотосинтеза


Общая характеристика. Моховидные — это наиболее примитивная группа высших растений с особой линией развития. Подразделяются на два класса (печеночные и листостебельные мхи) и насчитывают около 20 тыс. видов. Широко распространены во всех широтах от тундры до тропиков. Большинство видов — тенелюбивые. Растут на почве, на стволах растений, на скалах и стенах домов. Некоторые виды живут в воде.

Главная отличительная особенность: в жизненном цикле моховидных преобладает гаметофит, а спорофит редуцирован и развивается на гаметофите.

Прогрессивный признак моховидных — наличие дифференцированных тканей: эпидермиса, основной (ассимиляционной паренхимы), проводящего пучка. Механическая ткань отсутствует.

Строение. Моховидные представляют собой небольшие (до нескольких сантиметров), многолетние (редко однолетние) растения. Тело печеночных мхов представлено слоевищем. У листостебельных мхов тело гаметофита состоит из простых или разветвленных стеблей, покрытых мелкими листьями с одной жилкой. Листостебельный побег покрыт эпидермисом, под которым располагается кора; в центре находится проводящий пучок, состоящий из удлиненных мертвых клеток (они проводят воду и минеральные вещества) и окружающих их живых клеток, проводящих органические вещества.

Корни отсутствуют, их роль выполняют вытянутые клетки в нижней части стебля (ризоиды). Настоящих сосудов нет. На гаметофите вместо устьиц имеются поры, лишенные замыкающих клеток.

У сфагновых мхов стебель гаметофита несет мутовки ветвей, густо покрытых листьями. Листья не имеют средней жилки. Клетки в листьях дифференцированы на ассимиляционные (с хлоропластами) и мертвые водосборные клетки с порами в клеточной оболочке. Ризоиды отсутствуют; воду и минеральные вещества эти мхи всасывают стеблем и листьями, являясь мощным сорбентом воды, и выделяют в почву гуминовые кислоты, обладающие бактерицидным действием. Нарастают верхушкой, нижняя часть стебля отмирает, но полностью не сгнивает, образуя торф.

Размножение. В жизненном цикле происходит правильное чередование полового и бесполого поколений. Половое поколение (гаметофит с гаплоидным набором хромосом) представлено зелеными растениями и преобладает над бесполым (спорофитом). На гаметофите образуются органы полового размножения — антеридии и архегонии. В антеридиях созревают подвижные двужгутиковые споры, а в архегониях — по одной неподвижной яйцеклетке. Оплодотворение происходит в капельножидкой среде. После слияния гамет образуется зигота, которая дает начало бесполому поколению — спорофиту. Спорофит развивается на гаметофите и представляет собой коробочку, расположенную на ножке и прикрываемую колпачком (калиптрой). Ножка спорофита в нижней части переходит в стопу, с помощью которой он прикрепляется к телу гаметофита. Бесполое размножение осуществляется спорами. Образование спор на спорофите происходит в спорангиях, расположенных внутри коробочек. Споры гаплоидны. При попадании в благоприятную среду они прорастают с образованием разветвленной нити (протонемы). На ней закладываются почки, из которых прорастают листостебельные побеги мха.

У мхов широко распространено вегетативное размножение: почками, молодыми побегами, листьями, выводковыми телами.

shema-zhiznennogo-tsikla-mhov

Значение. Мхи одними из первых заселяют бесплодные участки (камни, скалы, пески). При отмирании создают обогащенный органическими веществами субстрат, пригодный для поселения других высших растений. Формируют в лесу покров (ковер), способствующий поддержанию водного баланса почвы и обеспечивающий постепенный переход поверхностного стока воды в подземный, предотвращая эрозию почвы. Сфагновые мхи могут приводить к заболачиванию местности и принимают участие в образовании торфа (используется как удобрение, топливо, сырье).

Папоротниковидные

Общая характеристика. Папоротниковидные — высшие споровые, преимущественно травянистые растения с большими раскидистыми листьями, стеблями и корнями; реже встречаются древесные формы. Произошли в девонский период палеозойской эры от риниофитов. В настоящее время сохранилось около 12 тыс. видов. Широко распространены во всех частях света; наиболее многочисленны в Юго-Восточной Азии. Обитают в тенистых и сырых местах.

Основная жизненная форма — диплоидный спорофит (листостебельное растение).

Размножение. В жизненном цикле происходит правильное чередование полового и бесполого поколений. Половое поколение (гаметофит) представлено заростком, бесполое поколение (спорофит) — самим растением со спорангиями на листьях. Спорофит преобладает над гаметофитом. В спорангиях образуются споры, которые при созревании разносятся ветром и, попав на влажную почву, прорастают, образуя гаметофит (заросток). Гаме-тофит представляет собой гаплоидную зеленую пластинку размером около 0,5 см, на которой формируются архегонии и антеридии. В архегониях созревают многожгутиковые сперматозоиды, в антеридиях — неподвижные яйцеклетки. Оплодотворение происходит в капельно-жидкой среде с образованием зиготы. Из зиготы образуется зародыш, из которого прорастает взрослое растение.

shema-zhiznennogo-tsikla-paporotnikov

Значение. В умеренном климате роль папоротников незначительна. В странах с теплым влажным климатом папоротники -важный компонент многих растительных сообществ. Человеком часто используются как декоративные растения (асплениум, нефролепис и др.). Некоторые виды папоротников употребляются в пищу, (орляк); их экстракты применяются для лечения болезней легких, изгнания глистов.

Плауновидные

Плауны — высшие споровые многолетние травянистые лесные растения размером от нескольких десятков сантиметров до 3 м, внешне напоминающие некоторые виды мхов. Насчитывают около 400 видов. Основная жизненная форма — диплоидный спорофит.

Особенности строения. Плауны имеют стелющиеся и приподнимающиеся, дихотомически ветвящиеся побеги. Листья простые, цельные, мелкие, сидячие, линейно-шиловидные, располагаются поочередно, иногда дихотомически.

Размножаются спорами, образующимися в результате мейоза и содержащих гаплоидный набор хромосом. Споры созревают в спороносных колосках — стробилах, образующихся на верхушках побегов и имеющих длину 15-20 см. Споры имеют тетраэдрическую форму и две оболочки — внутреннюю и наружную (шиповатую). Из споры прорастает гаметофит — заросток. Живет он частично или полностью под землей до 15 и более лет, питаясь благодаря симбиозу с грибами. После его появления над землей на нем формируются антеридии и архегонии. При наличии капельно-жидкой среды сперматозоид из антеридия проникает в архего-ний, где происходит оплодотворение. Образуется зигота, из которой прорастает зародыш спорофита, который после укоренения начинает существовать самостоятельно.

Значение. Споры плаунов используются в медицине при лечении пролежней и в качестве детской присыпки. Древовидные формы, существовавшие в карбоне, внесли значительный вклад в формирование залежей каменного угля.

Хвощевидные

Хвощи — это высшие споровые многолетние травянистые лесные растения размером 40-60 см (некоторые виды — до 10-12 м). Были широко распространены в палеозое. В настоящее время представлены одним родом — хвощом, который насчитывает около 20 видов. Распространены везде, кроме Австралии и Новой Зеландии. Растут на полях, лугах, болотах, по берегам водоемов, реже на сухих песчаных почвах в сосновых лесах. Жизненный цикл осуществляется с чередованием поколений и подобен жизненному циклу папоротников. Основная жизненная форма — диплоидный спорофит.

Особенности строения. Хвощи имеют членистое, ветвистое корневище с придаточными корнями. Надземные побеги — обычно двух видов: вегетативные (зеленые, летние) и спороносные (бурые, неветвящиеся, весенние, несущие на верхушке спороносный колосок). Для хвощей характерно членение стебля на четко выраженные ребристые междоузлия и вздутые узлы, к которым прикрепляются мутовки боковых побегов. Чешуевидные листья также располагаются мутовчато, срастаясь между собой в трубку почти до самой верхушки. Листья не способны к фотосинтезу, эту функцию выполняет зеленый стебель и побеги, имеющие хорошо развитую ассимиляционную ткань, сосудисто-волокнистые проводящие пучки и содержащие участки механической ткани.

Размножение. Хвощи размножаются при помощи спор, образующихся в специальных колосках, развивающихся либо на спороносных, либо на обычных побегах. Из спор после их падения на землю вырастают заростки (половое поколение), на которых затем формируются архегонии и антеридии, где созревают гаметы. Оплодотворение происходит в капельно-жидкой среде. После него образуется зигота, затем формируется спора, из которой прорастает взрослое растение — спорофит.

Значение. Хвощ полевой используется как лекарственное растение в качестве мочегонного и кровеостанавливающего средства. Некоторые виды хвоща используются для чистки посуды и мебели. Хвощ болотный ядовит для животных, хвощ полевой является трудноискоренимым сорняком.

Голосеменные

Общая характеристика. Голосеменные — это семенные растения, имеющие незащищенные семяпочки, расположенные открыто на семенной чешуе шишки; семена защищены только семенной кожурой. Голосеменные не имеют настоящих цветков и не образуют плодов. Они являются наиболее древними из семенных растений; произошли от семенных папоротников в начале мезозойской эры (около 350 млн. лет назад). В настоящее время насчитывают около 650 видов.

В жизненном цикле происходит правильное чередование полового и бесполого поколений. Основная жизненная форма — диплом идный спорофит (само растение), гаметофит редуцирован, утратил самостоятельность и живет на спорофите. Мужской гаметофит не имеет антеридиев. Растения опыляются в основном ветром.

Особенности строения. Спорофит голосеменных — это одно-или двудомное растение с хорошо развитыми стеблем (имеющим моноподиальное ветвление) и стержневой корневой системой с выраженными главным и боковыми корнями. Представлен в основном древесными вечнозелеными формами, реже встречаются листопадные деревья (лиственница), имеются кустарники (можжевельник) и лианы (эфедра); травянистых растений нет. Листья игловидные (хвоя) или чешуевидные; располагаются поодиночке, по два или несколько в пучках. В древесине большинства голосеменных нет настоящих сосудов и древесных волокон; трахеиды выполняют водопроводящую и опорную (механическую) функции.

Важнейшие ароморфозы: появление семени и пыльцевой трубки, что обеспечило опыление и оплодотворение без воды.

Характерные особенности образования семян: оплодотворение — простое (в нем участвует один спермий из двух, имеющихся в пыльцевом зерне), эндосперм образуется в семязачатке до оплодотворения, а семена покрыты только семенной кожурой.

Голосеменные широко распространены во всех частях света; составляют большинство и доминируют в растительном покрове в умеренном климатическом поясе. Подразделяются на четыре класса: Хвойные, Гнетовые, Саговниковые, Гинкговые.

Класс Хвойные — вечнозеленые растения, имеющие видоизмененные игольчатые листья. Листья игловидные, покрыты кутикулой или восковым налетом; устьиц мало, глубоко посажены (это обеспечивает жизнестойкость растений в засушливые и зимние периоды). У хвойных стебель прямостоячий, покрыт корой, содержащей ситовидные клетки, механическую ткань, паренхиму, смоляные ходы, камбий. Древесина на 90-95% состоит из трахеид и не содержит механической ткани. Трахеиды имеют плотные од-ревесневевшие стенки. Сердцевина представлена основной тканью.

Сосна обыкновенная — это однодомное светолюбивое растение, у которого весной формируется раздельнополые мужские и женские шишки (стробилы). Мужские шишки формируются у основания побега, имеют зеленовато-желтый цвет и длину около 5 мм. На осях таких шишек расположены слои мелких чешуек -микроспорофилл. На нижней поверхности каждой из чешуек расположены два микроспорангия (пыльцевых мешка), в которых образуется пыльца (мужской гаметофит). Каждое пыльцевое зерно содержит вегетативную клетку, два спермия и имеет два воздушных мешка, облегчающих перенос пыльцы ветром,

Женские шишки имеют красноватый цвет и содержат крупную, толстую семенную чешую (с двумя семязачатками на поверхности каждой чешуйки) и мелкую прозрачную кроющую чешую. В каждом семязачатке формируется женский гаметофит, который содержит гаплоидный эндосперм (особую питательную ткань) и два архегония с крупной яйцеклеткой в каждом. Семязачаток снаружи покрыт интегументом и имеет пыльцевход (микропиле), через который пыльца втягивается внутрь, где прорастает с формированием пыльцевой трубки. По ней созревшие спер-мии проникают к архегониям. Оплодотворение простое и не требует присутствия воды; в нем участвует только один из спермиев, сливающийся с одной из яйцеклеток, второй спермий погибает. Образовавшаяся зигота делится, из нее формируется зародыш семени, а вся семяпочка превращается в семя.

У сосны обыкновенной семена созревают на второй год, разносятся ветром и в благоприятных условиях прорастают.

shema-zhiznennogo-tsikla-golosemennyih

shema-razmnozheniya-sosnyi-obyiknovennoy

Знамение голосеменных: выделяют в атмосферу кислород и фитонциды, являются источником сырья для строительной, деревообрабатывающей и целлюлозной промышленности, получения скипидара, канифоли, спирта, лекарств; многие используются в декоративных целях (ели, туя, саговниковые); семенами многих хвойных питаются птицы (клесты, синицы, дятлы) и млекопитающие; семена кедровой сосны и пинии используются в пищу человеком.

Покрытосеменные (цветковые)

Общая характеристика. Покрытосеменные — самый большой отдел растительного мира. Произошли от древней формы голосеменных в начале мелового периода мезозойской эры (около 125 млн. лет назад). Насчитывают около 250 тыс. видов. Занимают господствующее положение в растительном мире; произрастают во всех климатических зонах и в самых разных климатических условиях. Наибольшее разнообразие видов — во влажных тропиках.

Покрытосеменные — единственная группа растений, образующая сложные многоярусные фитоценозы.

Особенности строения. Доминирующая жизненная форма -диплоидный спорофит (само растение, включающее корень и побег). Спорофиты разных групп покрытосеменных представлены различными жизненными формами (древесными, кустарниковыми, кустарничковыми, лиановыми, одно- и многолетними травами) и могут очень сильно отличаться друг от друга. Большинство покрытосеменных — многолетние растения, а травы могут быть одно- и двулетними. Органы покрытосеменных делятся на вегетативные (корень, стебель, лист) и генеративные (цветок, плод, семя).

В зависимости от строения семян и морфологических особенностей органов отдел делится на два класса: Однодольные (зародыш семени имеет одну семядолю) и Двудольные (зародыш семени имеет две семядоли). Основные различия между одно- и двудольными растениями приведены в таблицах на с. 280-281. При делении классов на семейства, роды и виды учитываются общие признаки растений — строение цветка и плода, тип соцветия, особенности внешнего и внутреннего строения вегетативных органов.

Основные ароморфозы: цветок, плод, двойное оплодотворение; симподиальное ветвление, прогрессивное развитие проводящей ткани: ксилема содержит настоящие сосуды — широкие трахеи (а не трахеиды, как у голосеменных), флоэма — ситовидные трубки с клетками-спутницами, а не ситовидные клетки; наличие специализированной механической ткани (волокон), придающей прочность коре и древесине; прогрессивное развитие вегетативных органов; способность образовывать ядовитые вещества, защищающие растения от растительноядных животных (у некоторых групп покрытосеменных).

Семязачатки находятся в полости завязи пестика и защищены его тканями от неблагоприятных условий среды, семена защищены не только семенной кожурой, но и плодом.

Развитие эндосперма одновременно с развитием зародыща (а не до оплодотворения, как у голосеменных) позволяет избежать ненужной траты питательных веществ и энергии в том случае, когда зародыш не образуется.

Гаметофиты более упрощены, чем у голосеменных. Мужской гаметофит покрытосеменных представлен пыльцевым зерном, содержащим вегетативную клетку с диплоидным набором хромосом (2n) и генеративную гаплоидную клетку (1n). У некоторых до опыления путем митоза из генеративной клетки образуется два спермия с гаплоидным набором хромосом. Женский гаметофит представлен зародышевым мешком, содержащим две клетки -синергиды, три клетки-антиподы, яйцеклетку с гаплоидным набором хромосом (1n) и диплоидную центральную клетку (2n).

Размножение. Пыльцевые зерна попадают на рыльце пестика (а не сразу в пыльцевход семязачатка), предназначенного именно для улавливания пыльцы; в пыльцевход семязачатка проникает пыльцевая трубка, образующаяся в пыльцевом зерне. Оплодотворение двойное: в нем участвуют два спермия: один сливается с яйцеклеткой, образуя диплоидную зиготу, из которой развивается зародыш, другой спермий сливается с диплоидной центральной клеткой женского гаметофита, образуя триплоидную клетку, из которой впоследствии возникает эндосперм, содержащий запас питательных веществ, необходимых для развития зародыша.

После оплодотворения семязачаток развивается в семя, завязь пестика формирует плод. Наличие и уникальность плода обеспечивают распространение покрытосеменных птицами, млекопитающими, насекомыми, ветром, водой и т.д.

Для покрытосеменных также характерно вегетативное размножение (с помощью вегетативных органов).

shema-zhiznennogo-tsikla-pokryitosemennyih-tsvetkov

Значение покрытосеменных: поддерживают стабильный газовый состав атмосферы; образуют сложные многоярусные фитоценозы; растения и их плоды служат пищей для многих видов животных; покрытосеменные широко используются человеком: обеспечивают человека хлебом (хлебные злаки), используются им в пищу (овощные и плодово-ягодные) и в качестве лечебных средств, являются источником сырья для деревообрабатывающей, целлюлозной, легкой и медицинской промышленности, применяются в декоративных целях и т.д.

Читайте также: