Цветки мелкие собраны в соцветия по способу опыления

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

1)Бук-1 уровень⇒Дождевой червь-2 уровень⇒Чёрный дрозд -3 уровень⇒Сова-4 уровень
2)Голосеменные растения 1-уровень⇒ Белка обыкновенная -2 уровень⇒Уж-3 уровень.
3)Цветочные растения -1 уровень⇒Насекомые-2 уровень⇒Чёрный дрозд-3 уровень⇒Уж-4 уровень.
4)Липа-1 уровень⇒Насекомые-2 уровень⇒Чёрный дрозд-3 уровень.
5)Краб-1 уровень⇒Дождевой червь-2 уровень⇒Сова-3 уровень.

Растения делятся на 2 вида: Вегетативное и генеративное.
К вегетативному относиться Корень и Побег. Но Побег - это ствол, листок и почка.
К генеративному относиться: сначала берётся почка генеративная, потом образуется цветок, потом из цветка появляется плод, а потом уже образуеться семя

Ответ:

Увеличение клеток корня обеспечивает зона растяжения корня.

Какой признак не объединяет живую и неживую материю? А)Обмен веществ Б)Изменчивость В)Эволюция С)Химический состав

1. Строение и процессы жизнедеятельности в органах и системах органов растений и животных изучает биологическая наука на уровне

Фрагменты молекулы ДНК,на которой синтезируется молекула и-РНК,имеет следующую последовательность нуклеотидов А-Т-А-Г-Ц-Т-Г-А-А-

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по биологии 6 класс. ФГОС Богданов Вако

Цветок – это видоизмененный укороченный побег или система органов семенного размножения цветковых растений.

№ 2. Какое строение он имеет?

Состоит цветок из стеблевой части (цветоложа – верхняя расширенная часть и цветоножки – тонкий стебелёк, на котором сидит цветок), листовой части (лепестки и чашелистики) и генеративной части (пестики или пестик, тычинки). Крепится к стеблю с помощью цветоножки и может располагаться на верхушке как главного побега, так и бокового.

Цветоножка является видоизмененным стеблем, а венчик, чашечка, пестики и тычинки – видоизменёнными листьями. Снаружи цветок окружен околоцветником, который выполняет защитную функцию.

Если околоцветник образуют лепестки и чашелистики, то он является двойным. Если околоцветник образован одинаковыми по размеру и форме листочками околоцветника, то он является простым околоцветником.

Пестик и тычинки – это репродуктивные органы цветка.

№ 3. Какое строение имеет тычинка?

Тычинки состоят из пыльника и тычиночной нити. В них образуются мужские половые клетки – пыльца.

№ 4. Какое строение имеет пестик?

У пестика есть три части – рыльце, столбик и завязь. В нем образуются женские половые клетки.

№ 5. Что называют соцветием?

Соцветие – это группа мелких цветков, которые располагаются в определенном порядке близко друг к другу. Бывает простым и сложным.

№ 6. Какой процесс называют оплодотворением?

Оплодотворением называют процесс слияния мужской и женской половых клеток – гамет, в результате которого образуется зигота.

Стр. 160. Вопросы после параграфа

№ 1. Почему у цветковых растений оплодотворение называют двойным?

Потому что при оплодотворении у цветковых растений одновременно происходит два слияния (с участием двух спермиев). Один спермий сливается с яйцеклеткой, тем самым обеспечивается образование зиготы, из которой начинается развитие и рост диплоидного зародыша.

Второй спермий сливается с центральной диплоидной клеткой и образует вместе с ней комплекс питательных веществ, который необходим для роста и развития зародыша.

№ 2. Как образуется зародыш растения?

В процессе опыления цветков растений на пестик попадает пыльца. В завязь проникает сразу два спермия. Один из них сливается с яйцеклеткой и образует зиготу, клетки которой начинают активно делиться. В результате такого многократного клеточного деления и развивается многоклеточный зародыш нового живого организма – растения.

№ 3. В результате какого процесса, происходящего в завязи, образуется эндосперм?

В процессе двойного оплодотворения у растений пыльца попадает на рыльце пестика и прорастает сквозь его ткани к завязи, неся на своем кончике два спермия. Один из них сливается со вторичным ядром, которое располагается в центре зародышевого мешка, и образует триплоидное ядро у центральной клетки. Центральная клетка начинает активно делиться, в результате чего образуются эндосперм, в котором происходит накопление питательных веществ, необходимых зародышу для роста и развития.

№ 4. Из чего развивается семенная кожура?

Семенная кожура – это структура, которая покрывает снаружи и защищает зародыш растения в семени от пересыхания или чрезмерного насыщения влагой. Он образуется из интегументов семязачатка – покровов.

№ 5. Какие способы опыления вы знаете?

Существует два типа опыления: автогамия или самоопыление и аллогамия или перекрестное опыление. Самоопыление подразумевает, что пыльца из тычинки определенного цветка попадает на рыльце того же цветка.

Перекрестному опылению способствует разделение полов в цветке и, соответственно, распределение однополых и обоеполых цветков между растениями в популяции: двудомные и однодомные. Для осуществления такого типа опыления необходимо участие посредника, который доставит пыльцевые зерна от тычинки к рыльцу пестика. Исходя из этого, выделяют несколько видов перекрестного опыления: биотическое – при помощи живых организмов (насекомые птицы, животные) и абиотическое – при помощи ветра, воды.

Отдельно различают естественное и искусственное опыление. При естественном опылении растений процесс происходит с участием воды и ветра, насекомых, птиц и животных. В искусственном опылении растений принимает участие человек, который наносит пыльцу на цветки.

№ 6. С какой целью проводят искусственное опыление?

Искусственное опыление растений используется для выведения новых сортов и видов растений, либо как дополнение к естественному опылению, чтобы повысить урожайность выращиваемых в закрытом грунте культур. При таком опылении не нужно наносить вручную пыльцу на все цветки. Достаточно всего лишь обработать до 10% цветков, чтобы повысить урожайность.

Стр. 160. Подумайте

Почему перекрёстное опыление распространено в природе значительно шире, чем самоопыление?

Самоопыление подразумевает попадание пыльцы из пыльников на рыльце пестика одного и того же цветка, либо между цветками одного и того же растения. Соответственно, новые организмы полностью заполучают признаки родительского организма.

При перекрёстном опылении пыльца из пыльника одного цветка переносится на рыльце другого цветка иного растения этого же вида. При таком опылении происходит перекомбинация наследственных признаков, и новое потомство заполучает совершенно новые свойства, которые не были присущи родительским организмам. Такой способ опыления позволяет получить более жизнеспособное потомство, что очень выгодно для процесса эволюции.

Стр. 160. Задание

Проанализировав текст параграфа 29 и рисунок 120, объясните, с чем связаны особенности строения оболочки пыльцевого зерна.

Оболочка пыльцевого зерна состоит из двух основных слоев – интины и экзины. Строение каждого из этих слоев, как и их толщина, является важным таксономическим признаком растений.

Интина – это внутренний слой оболочки пыльцевого зерна, которая облегает его содержимое и является материалом, который образует пыльцевую трубку. Экзина – это внешний слой оболочки пыльцевого зерна, который характеризуется прочностью, устойчивостью к высоким температурам.

Особенности строения оболочки у пыльцевого зерна, в первую очередь, связаны со способом переноса пыльцы с тычинок на рыльца пестиков. Например, у насекомоопыляемых растений пыльца либо очень мелкая, либо крупная, отличается большим количеством апертур и имеет свою скульптуру. А у ветроопыляемых растений пыльца сухая, лишена скульптуры, вырабатывается в большом количестве и имеет поры.

Стр. 162. Задания

№ 1. Изучите дополнительный текст. Определите, в чём сходство и различие ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Сходство ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений в том, что цветки собраны в соцветия и вырабатывают много пыльцы, которая необходима для опыления.

У ветроопыляемых растений вырабатывается очень много маленьких по размеру и очень легких пыльцевых зерен. Цветки у таких растений практически ничем не выделяются среди окружающей их растительности, мелкие по размеру, не содержат нектар и не обладают каким-то ароматом. Цветение осуществляется у них до образования листьев, которые бы мешали распространению пыльцы ветром.

У насекомоопыляемых растений пыльца крупная по размеру и обладает специальными приспособлениями, которые позволяют ей крепиться на теле насекомых, птиц и т.д. Это могут быть крючки, выросты или липкий налет. У цветков насекомоопыляемых растений имеется привлекательных для опылителей нектар и запах. Сами же цветки яркие, крупные, что позволяет зрительно привлекать насекомых. Цветение таких растений не зависит от лиственного покрова.

№ 2. Проведите наблюдение за цветением растений в районе школы. Определите, какие из них являются ветроопыляемыми, какие — насекомоопыляемыми.

В районе моей школы растут такие растения:

Ветроопыляемые: тополь, береза, дуб, ольха, осина, ель, орешник.

Насекомоопыляемые: лютик, одуванчик, роза, липа, крушина, бузина.

Рис. 1. ГДЗ биология 6 класс Пасечник Линейный курс Дрофа 2020 Задание: § 29 Половое размножение покрытосеменных растений

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Цель урока : Сформировать знания об опылении цветковых растений.

а) образовательные: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления; показать значения опыления в жизни растений.

б) воспитательные: способствовать этическому воспитанию детей, создавать ситуацию успеха у детей, прививать любовь к природе, бережное отношение к растениям и животным.

в) Развивающие: способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения выделять главное; развивать умения работать с учебником и карточками; научить делать самостоятельные выводы и обобщения.

Тип урока: комбинированный урок с использованием ИК технологии.

Методы обучения : словесно - наглядные, частично – поисковый, практический.

Задания : работа в группе, в паре–взаимопроверка, индивидуальная работа.

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть.

Все ли приготовили учебные принадлежности?

Тогда вперёд! Начинаем наш урок.

На столе букет цветов. Цель – создание психологически комфортного климата на уроке, снятие напряжения.

Психологический настрой :

Учитель. Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы - сама жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”.

Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе и праздниках. Даже самая скромная комната будет выглядеть нарядной и уютной, если на столе стоит букет цветов. Цветы добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными.

Цветы, как люди, на любовь щедры,
И щедро нежность, людям отдавая,


Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.

Цветы – эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком.

II. Опрос пройденного материала

Актуализация мыслительной деятельности учащихся:

Учитель: Что такое цветок? Каково строение цветка?

Какие виды соцветий вы знаете?

Индивидуальная работа учащихся с проверочными листами.

Для того чтобы вспомнить ранее изученный материал и ответить на поставленные вопросы я предлагаю самостоятельно поработать с проверочными листами. У каждого из вас они лежат на парте. Ваша задача: подписать органы цветка и соединить стрелочками название соцветия с его схемой, т.е. условным обозначением.

На выполнение работы вам отводится 5-7 минут.

Хорошо, обмениваемся своими работами для проверки. Ставим оценки по итогу.

Индивидуальный ответ учащегося.

Один из учащихся отвечает у доски "Строение цветка".

Рассказ учащегося с опорой на таблицу.

Один из учащихся по таблице "Соцветия" рассказывает о соцветиях.

Вывод: Таким образом, мы вспомнили строение цветка и узнали, что мелкие цветки собраны в различные виды соцветий.

III. Новая тема

Учитель: эти знания являются опорными для сегодняшнего урока.

Они помогут нам усвоить новую тему.

Цель урока : познакомиться с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления; показать значения опыления в жизни растений.

IV. Изучение нового материала

Актуализация мыслительной деятельности учащихся:

Учитель: Зачем растение цветет?

(При цветении образуется пыльца и происходит опыление - ответ учащихся).

А что же такое опыление?

Опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. (Учащиеся записывают понятие в тетрадь)

Учитель. Зачем растению опыление?

В результате опыления у растения образуются плоды с семенами.

Цветковые растения в процессе эволюции выработали различные приспособления для эффективного опыления.

Существует несколько видов опыления. (демонстрация на доске, слайд1)

I. Самоопыление растений

Что такое самоопыление? Для каких растений оно характерно?

Самоопыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика того же цветка.

запишем это определение в тетрадь.

Самоопыление в природе встречается крайне редко.

Самоопыление является гарантией того, что растение будет опылено.

Растения выработали приспособления к самоопылению:

1. Происходит в закрытом бутоне.

2. Тычинки должны быть длиннее пестика.

Самоопыление характерно для гороха, пшеницы, картофеля, томата и льна.

II. Перекрестное опыление (слайд2)

Что такое перекрёстное опыление? Для каких растений оно характерно?

Перекрестное опыление - перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка. (слайд 2-3)

запишем определение в тетрадь.

При перекрестном опылении пыльца с тычинок с одного растения переносится разными путями на другое растение. В переносе пыльцы принимают участие насекомые и ветер. Такой способ опыления встречается наиболее часто и характерен для таких растений как яблоня, берёза, клевер, шиповник, ива и многих других.

В зависимости от способа переноса пыльцы среди перекрестноопыляемых растений различают насекомоопыляемые и ветроопыляемые.

1. Перекрестное опыление насекомыми.

Предлагаю отгадать следующие загадки:

На ромашку у ворот
Опустился вертолет.
Золотистые глаза
Кто же это? (Стрекоза)

Над цветками я жужжу,
Целый день в заботах –
Я пыльцу в карман беру,
Наполняю соты. (Пчела)

Не зверь, не птица,
Носок, как спица.
Летит – пищит,
Сядет – молчит. (Комар)

Шевелились у цветка Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Ростом мал, но работящий
И охотник настоящий.
Дом из хвои собирает,
Лес от гусениц спасает. (Муравей)

Он шнырял, шуршал в шалфее,
Он ужасный шум затеял
Сколько дел он натворил
Даже муху разбудил. (Шмель)

Как вы думаете почему именно об этих насекомых идет речь?

Перекрестное опыление растений происходит при помощи насекомых: пчёл, шмелей, бабочек и жуков.

Приспособления растений к опылению насекомыми:

1. Крупные яркие цветки.

2. Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия.

3. Наличие нектара.

4. Наличие аромата.

5. Крупная липкая шероховатая пыльца.

Опыление насекомыми характерно для таких растений, как клевер, ива, шиповник, ландыш, подсолнечники многих других. (слайды 4-5)

Кроме того, у некоторых растений встречаются приспособления к опылению конкретными насекомыми. Например: львиный зев и клевер, приспособлены к опылению шмелями. Нектар у этих растений находится очень глубоко, и пока шмель доберется до него, он обязательно оставит пыльцу на пестиках цветка.

2. Перекрестное опыление ветром.(слайд 6)

Перекрестное опыление растений при помощи ветра происходит в сухую и ясную погоду.

Приспособления растений к опылению ветром:

1. Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия.

2. Пыльца мелкая лёгкая, сухая, большое количество.

3. Растут большими скоплениями, образуя заросли.

4. Растения цветут весной до распускания листьев.

Опыление ветром характерно для таких растений, как кукуруза, рожь, берёза, ольха, верба, орешник и других.

3. Другие способы опыления.

Но в опылении растений могут принимать участие не только насекомые и ветер. Опылителями могут быть: мухи, муравьи, птицы и даже млекопитающие.

У некоторых водных и околоводных растений, таких как элодеи и роголистника перенос пыльцы осуществляется водой. Мужские бутоны открываются на поверхности воды. Одновременно над водой показываются женские цветки. После того как один из плавающих тычиночных цветков столкнется с пестичным и опылит его, цветок женского цветка погружается под воду, и там созревают семена.

Цветки копытня, расположенные в толще лесной подстилки опыляют муравьи.

В тропических лесах встречаются цветки, опыляемые крошечными птицами – колибри.

Летучими мышами опыляются баобабы и некоторые другие растения Африки и Азии. Крупные светлые цветки баобаба распускаются вечером и ночью. Они производят огромное количество нектара.

Кускус — крошечное сумчатое животное из Австралии — опылитель растения банксии.

Физкультминутка

Ну вот молодцы, ваши глаза и части тела немного отдохнули, теперь приступим дальше

V. Закрепление нового материала

Весенний воздух наполнен цветочной пыльцой. Её частички настолько малы, что обычный человек этого не замечает. Необходимо проявиться сезонной аллергии, чтобы в перерывах между чиханием и кашлем положить начало пристальному рассмотрению каждого цветка. Если в мае понюхать ветку яблони или вишни, усыпанную бело-розовыми соцветиями, нос станет жёлтым и сообщит, что к опылению всё готово, поэтому жизнь будет продолжаться.

Особенности и типы процесса опыления растений

Основные термины

Природа разумно распределила роли: тычинки являются мужскими органами, пестики и семяпочки — женскими. Новая жизнь в виде семени образуется при условии удачного захвата пыльцы и своевременного оплодотворения. Выделяют два основных типа опыления растений:

Отличия самоопыления от искусственного опыления

  1. Во всех случаях, когда цветки свободно опыляются своей пыльцой, говорят об идиогамии или самоопылении. Вариантом считается форма гейтоногамии — соседственного опыления, когда в пределах одного растения пыльца на рыльце попадает от разных цветков той же особи. К самоопылителям относятся ячмень, пшеница, овёс, горох и просо — их бутоны не раскрываются до конца, но даже мелкие и невзрачные цветки дают полноценные семена. Самоопыление на постоянной основе считается тупиком развития, когда процессы микроэволюции затухают, а вид расщепляется на чистые линии.
  2. Участие специального посредника, который доставляет пыльцевые зёрна от тычинок к рыльцам пестиков между цветками различных особей, делает опыление перекрёстным или ксеногамией. Это основной тип размножения для однодомных и двудомных растений: в соцветиях обнаруживается разделение полов или в популяции равноправно сосуществуют одно- и двуполые цветки.

Обмен генами и интеграция возможных мутаций помогают виду лучше приспосабливаться к окружающей среде, поддерживают высокий уровень жизнеспособности популяции, отвечают за целостность и единство сообщества. Создаётся широкое поле деятельности для естественного отбора. Положительные и отрицательные стороны обоих типов приводятся в таблице:

Наименование Достоинства Недостатки Примеры
Самоопыление Адаптация к неблагоприятным условиям. Позволяет оперативно восстановить популяцию однолетних растений Малое количество семян. Слабое потомство Кукуруза, пшеница, фиалка
Перекрёстное опыление Разнообразие способов переноса пыльцы. Яркая окраска и сильный запах цветов Зависимость от внешних факторов. Исчезновение опылителей сокращает популяцию. Особые требования к расположению и форме цветков Маргаритка, лютик

Если перекрёстное опыление происходит при помощи живых организмов, его считают биотическим, а насекомые или животные, участвующие в нём, носят название агентов опыления или опылителей. Биотическими считаются энтомофилия, зоофилия и искусственное опыление, во всех остальных случаях речь идёт об абиотических процессах — анемофилии и гидрофилии.

Энтомофилия — работают бабочки

Значение насекомых в процессе опыления

Опылителями выступают насекомые: осы и пчёлы из улья, реже — муравьи, жуки, улитки, бабочки и мухи. Для этого двуполые растения стараются их привлекать: запасаются сладким нектаром, берут на вооружение приятные запахи, кричащую окраску и крупные размеры соцветий. Насекомые легко переносят липкую пыльцу с одного цветка на другой, обеспечивают продолжение рода калины и гречихи, ромашки и шалфея, молочая и мака.

Зоофилия — не обойтись без лемура

Опыление растений животными

Процесс происходит при активном участии животных, относящихся к группе позвоночных. Различают орнитофилию, где роль агентов опыления играют птицы (нектарницы, близкие родственницы воробьёв, уникальные вертолётики колибри или медососы с особыми щёточками на языке) и хироптерофилию, когда за дело берутся насекомоядные летучие мыши, мелкие обезьяны, австралийские сумчатые грызуны или мадагаскарские лемуры. Зоофилией характеризуются тропические растения с яркими призывно окрашенными цветами.

Искусственный процесс

Виды опыления с помощью ветра и воды

Для нужд овощеводства, плодового и декоративного садоводства или лесного хозяйства пыльцу с тычинок на пестики переносят специально обученные люди. Чтобы не отстать от матери-природы, они используют различные приспособления. Эти агротехнические приёмы широко применяются для скрещивания и получения новых видов и сортов растений.

Простейший пример — дополнительное опыление ржи: два человека хватаются за концы верёвки, растягивают их и движутся по ржаному полю, касаясь цветущих растений. От сотрясения пыльца осыпается с тычинок и легко оказывается на рыльцах пестиков. Существенно повысить урожайность позволяет обработка порядка 10% цветков, проведённая в первой половине сухого солнечного дня при температуре не выше +30 °C.

Анемофилия и гидрофилия

Виды опыления растений

Гидрофилия — опыление с участием воды, а иногда ему на помощь приходят и слизни. Немногочисленные гидрофильные растения (элодея и взморник, наяда и руппия) имеют нитевидную пыльцу или рыльца, раскрывают пыльники под водой, где и создаются наилучшие условия для продолжения рода.

Значение опыления нельзя переоценить: ему отводится важнейшая роль в размножении любых цветковых растений — от малых причудливых форм до гигантских деревьев. До 80% представителей биологического царства относятся к биотическому типу опыления, а из оставшихся двадцати около 19% опыляются ветром.

Описание механизма

Процессы опыления

Цветковые растения получили своё название, потому что имеют морфологический орган — цветок, способный к половому размножению и привлечению опылителей. Для образования завязей, формирования плодов и развития семян первым условием является опыление, то есть перенос частиц пыльцы. Природа позаботилась о том, чтобы всё проходило успешно.

Но чаще всего опыление осуществляют разные насекомые. Чтобы привлечь внимание, растения окрашиваются в очень яркие цвета и источают сильный аромат. Если их размеры малы, они группируются в пышные соцветия или окружают себя разноцветными листьями — прицветником, как это делает мексиканская красавица пуансеттия. По сравнению с теми, что опыляются ветром, пыльцевые зёрна таких цветов обычно более крупные, шероховатые и клейкие, чтобы уверенно прилипать к насекомым.

Для привлечения опылителей медовые железы растений специально выделяют нектар — сок, богатый различными сахарами (в основном это сахароза и фруктоза). Кроме того, в состав входят:

  • кислоты (аспарагиновая и глютаминовая);
  • минеральные соли;
  • ферменты;
  • ароматические компоненты.

Нектары безобидных рододендронов, багульников, азалии и чемерицы содержат токсичные вещества, а ядовитых белены, болиголова, олеандра и наперстянки — относительно безопасны. Растения вырабатывают неодинаковые объёмы нектара, например, единичный цветок малины — чемпион в этом отношении, но для учёта общего количества продукта на заданной площади учитывают ещё и численность цветков в соцветии.

Примеры растений и факторы, влияющие на оплодотворение

Осы, бабочки и шмели охотно употребляют нектар в пищу. Медоносныепчёлы, собирая и пряча его в соты улья, производят мёд. Акации специально выделяют сладкий секрет для привлечения муравьёв, защищающих древесину от зубов травоядных животных. Спектр опылителей может быть широким (эуфилия), подчиняться опылению несколькими родственными или только определённой жизненной формой (олигофилия) или требовать один вид насекомых (монофилия).

Самоопыление растений

Если говорят, что опылитель обладает полилектией, это свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне приспособленности к опылению, он способен обслуживать представителей различных семейств. Посещение ограниченной группы, состоящей из одного семейства или растений с однотипными соцветиями, свидетельствует о наличии олиголектии. В случае монолектии опылитель обязательно питается одним видом или родом растений и опыляет только их.

После этого наступает очередь оплодотворения, которое происходит у всех по-разному: чаще период длится несколько недель, но иногда для полноценного слияния половых клеток требуются месяцы. Пыльца, находящаяся на рыльце, для этого должна созреть, обладать достаточной жизнестойкостью и иметь сформированный женский гаметофит (зародышевый мешок). В него и проникает пыльцевая трубка, растущая в направлении завязи через семенной зачаток.

Оказавшись возле яйцеклетки, она спешит разорваться и высвободить два спермия: один соединяется с яйцеклеткой и даёт жизнь зародышу, второй сливается с диплоидным ядром, образуя триплоидную клетку и формируя эндосперм. Такое двойное оплодотворение позволяет получить семя, защищённое кожурой, а из завязи затем возникнет желанный плод.

Примеры в окружающей природе

От опыления зависит сохранение вида, поэтому так важно, чтобы всё проходило успешно. Растения, в отличие от животных, не могут самостоятельно передвигаться в поисках партнёра для размножения и вынуждены уповать на помощь союзников — ветра, воды или живых существ. Самоопыляющимся растениям присущи следующие отличительные признаки:

  • цветки не имеют запаха и не выделяют нектара;
  • пестики располагаются ниже тычинок;
  • пыльца созревает ещё на стадии бутонизации, и опыление осуществляется в нераспустившемся цветке, как у гузмании или арахиса.

Способы опыления растений

Мужские деревья двудомных тополя и облепихи интересны только цветками с пыльцой, а женские особи плодоносят. В случае тополя пушистые семена — продукт жизнедеятельности женских деревьев. Если высаживать для озеленения исключительно мужские черенки, можно навсегда избавиться от надоедливого пуха. Оранжевые плоды облепихи дают только женские кусты, но если рядом не посадить мужское растение, то урожая не будет, а обычное соотношение составит 10:1.

Читайте также: