Цветки какого растения не опыляет ветер береза дуб орешник яблоня

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 19.09.2024

Пере­крестное опыление

При перекрестном опылении пыльца одного цветка переносится на рыльце пестика другого цветка. Переносчи­ками пыльцы при перекрестном опылении могут быть насекомые, ветер, вода (рис. 158). Насекомы­ми опыляются цветки яблони, сливы, вишни, мака, тюльпана и других растений.

Ветроопыляемыми являются осока, пыреи, райграс, ольха, орешник, дуб, береза. У водных растений (элодея, валлиснерия) опыление осуществляется при по­мощи воды (см. рис. 158).

В тропических широтах пыль­цу с цветка на цветок могут пере­носить мелкие птицы (колибри) и летучие мыши (рис. 159, с. 178). Птицами, например, опыляются эвкалипт, акация, фуксия, алоэ и другие растения.

Перекрестное опыление в биологическом отношении более ценно. В пыльцевом зерне фор­мируются мужские гаметы, а в завязи — женские. При их слиянии образуется зигота, из которой развивается новый организм. При пере­крестном опылении зигота образуется из гамет, принадлежащих раз­ным растениям, поэтому новый организм будет иметь признаки двух растений, а значит, и более широкий набор приспособительных при­знаков.

Искусственное опыление

При выведении новых сортов растений для повышения урожайности человек проводит искусственное опыление — сам переносит пыльцу с ты­чинок на рыльце цветка. В безветренную погоду человек опыляет ветроопыляемые культуры (кукуруза, рожь), а в хо­лодную или сырую погоду — насекомоопыляемые растения (подсолнечник).

Приспособления цветков к опылению

Пыльца

Растения имеют определенные приспособле­ния к опылению разными опыли­телями. У насекомоопыляемых растений образуется много пыль­цы — она служит питанием для насекомых. Поверхность пыльце­вых зерен липкая или шерохова­тая, поэтому хорошо прикрепля­ется к насекомым.

Яркий цветок

Многие рас­тения имеют ярко окрашенные цветки, которые хорошо замет­ны на фоне зелени листьев. Оди­ночные цветки обычно крупные. Мелкие же цветки, как правило, собраны в соцветия.

Нектар

Цветки мно­гих растений выделяют сахари­стую жидкость — нектар, который также привлекает опылителей. Нектар образуется в нектарни­ках — специальных железках, которые располагаются в глубине цветков. Нектар потребляют бабочки, пчелы, шмели, колибри, некоторые виды попугаев и летучих мышей.

Пыльцу с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого переносят не только насекомые.

Есть растения, опыляемые ветром.

Ветроопыляемые растения чаще растут большими скоплениями. Например, орешник образует заросли, береза — целые рощи. Рожь и кукурузу человек высевает на сотнях, а иногда и тысячах гектаров земли. Это облегчает опыление. В самом деле, в какую бы сторону ни подул ветер, везде на его пути встретятся ветроопыляемые растения. Часть сухой и легкой пыльцы обязательно попадет на рыльца пестиков. Пыльцы у ветроопыляемых растений образуется очень много, но большая часть ее пропадает, не опыляя цветков.

Летом цветочная пыльца образует над ржаным полем целое облако. Весной такое же облако можно увидеть при цветении орешника, березы и других ветроопыляемых деревьев и кустарников.

Ветром опыляются тополь, осина, ольха, дуб, береза, орешник, рожь, кукуруза, сахарная свекла, крапива и другие растения с невзрачными цветками.

Большая часть деревьев, цветки которых опыляет ветер, цветет рано весной, до распускания листьев. Это обеспечивает лучшее попадание пыльцы на пестики цветков.

У растений, опыляемых ветром, никогда не бывает ярких душистых цветков с крупными лепестками, которые могли бы задерживать пыльцу, переносимую ветром.

Невзрачные мелкие цветки, лишенные околоцветника, тычинки на длинных свисающих нитях, мелкая, легкая, сухая пыльца — все это приспособления к опылению ветром.

Рассмотрим, как происходит опыление в цветках ржи. Невзрачные цветки ржи расположены чаше по два. Иногда бывает 1, 3 и 4 цветка. Цветки образуют маленьким колосок, а маленькие многочисленные колоски составляют соцветие — сложный колос. Каждый цветок ржи имеет две цветочные чешуи. Между ними находятся три крупные тычинки на длинных тычиночных нитях. Пестик имеет два рыльца, похожие на нежные пушистые перышки. Столбика у пестика ржи нет. Рыльце сидит прямо на завязи, и поэтому рыльце ржи называют сидячим.

В ясное солнечное утро можно увидеть, как опыляется рожь.

Сначала у цветка ржи раскрываются цветочные чешуйки. Между ними показываются желтые пыльники трех тычинок. Тычиночные нити быстро, прямо на глазах, растут и выносят пыльники наружу. Пыльники лопаются. Из них высыпается пыльца, которую подхватывает ветер. Только после этого из цветка появляются рыльца пестика. Тычинки раскачиваются на длинных тычиночных нитях, продолжая высыпать остатки пыльцы.

Ветер подхватывает пыльцу и несет ее на соседние растения, из цветков которых высунулись пушистые рыльца. Попадая на цветки, пыльца застревает в мохнатых рыльцах. Все это происходит всего за несколько минут.

Рис. 97. Схема самоопыления в цветке.

Рис. 97. Схема самоопыления в цветке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


1. Организационный момент. Приветствие

2. Определение темы урока

1. Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке.
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину.
Из плодов он тверже всех,
Называется . (Орех.)

2. Сам плод душистый и пушистый,
А середка – словно камень. (Персик.)

3. В старой сказке овощ этот
Стал для золушки каретой. (Тыква.)

4. Дольку этого плода
В чай кладем мы иногда,
Ароматней и вкусней
В чашке чай бывает с ней.
Нужен сахара вагон,
Чтоб с улыбкой съесть . (Лимон.)

5. Корнеплод на грядке жил,
Дед себе его растил.
Он такой огромный стал!
В сказку сразу же попал. (Репа.)

6. Весной на деревце – беленькие венчики.
Летом на деревце – красные бубенчики. (Вишня.)

7. Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него как иголки.
Но мы не шипы у него соберем,
Полезных плодов для аптеки нарвем. (Шиповник.)

8. Он почти по форме сердца,
Желто-красный плод у . (Перец.)

Учитель задает ученикам вопросы:

– Какой орган растения играет главную роль при опылении? (Цветок.)

– Какие главные части цветка вы знаете? (Пестик и тычинки.)

– Что находится в тычинках? (В пыльниках – пыльца.)

Вывод: без пыльцы не будет опыления.

3. Постановка познавательной задачи

Цветки многих растений приспособлены к опылению определенными насекомыми. Однажды произошел такой случай: крестьяне засеяли целое поле красным клевером. Все лето клевер ярко цвел, но вскоре к великому огорчению выяснилось, что он не дал семян. Почему так произошло?

Учащиеся говорят, что не произошло опыления клевера. Верно, но почему обычно опыление происходит и клевер дает семена, а на том поле этого не произошло?

Этим случаем заинтересовался Чарлз Дарвин. Он стал расспрашивать крестьян. Крестьяне говорили ему, что для того, чтобы клевер давал семена, нужны кошки. Когда кошек мало, нет и семян. Ученого поразило такое странное объяснение (ведь не кошки же опыляют клевер!), и он стал изучать строение цветков клевера. Оказалось, что опылять их могут только шмели, а у пчел, например, для этого недостаточно длинный хоботок. Главный враг шмелей – полевые мыши, которые поедают их соты. А враги мышей, как известно, – кошки. Значит если нет кошек, то становится мало шмелей: они не опыляют клевер, и он не дает семян.

Вывод: опыление необходимо, чтобы образовались семена. В природе все взаимосвязано.

Учитель показывает муляжи плодов.

4. Изучение нового материала

Опыление – это процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Различают несколько типов опыления:

Самоопыление. При самоопылении пыльца из тычинки попадает на рыльце пестика того же самого цветка. При самоопылении все получаемое потомство очень похоже на родительское растение.

Примеры самоопыляющихся растений: пшеница, рис, овес, ячмень, горох, фасоль, хлопчатник.

А может ли происходить опыление до цветения? Да, может, это парадокс, но порой опыление происходит внутри закрытых бутонов, которые потом могут даже не распускаться.

Перекрестное опыление. При перекрестном опылении пыльца с одного цветка переносится на пестик другого. Образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которые не проявлялись ни у одного из родителей.

Пыльца при перекрестном опылении может переноситься двумя основными способами: с помощью насекомых и ветром.

(По мере изложения следующей информации учащиеся заполняют соответствующую таблицу в инструктивной карточке.)

Для растений, опыляемых насекомыми, характерны следующие признаки:

– крупные одиночные цветки или мелкие, но собранные в хорошо заметные соцветия;
– яркая окраска лепестков или листочков простого околоцветника;
– наличие нектара или аромата;
– крупная, липкая, шероховатая пыльца.

Например, цветки душистого табака, раскрывающиеся в сумерках, белые и крупные, источают сильный аромат, и их легко находят опылители – ночные бабочки. Некоторые растения опыляют только определенные насекомые. Львиный зев и клевер опыляют только шмели. Бабочки хорошо видят алые, красные, ярко-бордовые цветки, а шмели, пчелы и осы – желтые, синие и голубые цветки. Так устроено зрение этих насекомых. Во время цветения фруктовых деревьев в сады привозят ульи. Урожаи после этого повышаются, т.к. пчелы опыляют много цветков.

Как-то раз Чарлз Дарвин, изучая опыление у растений, заметил бабочку с необычными булавовидными придатками на хоботке. Оказалось, что это пыльники орхидеи. Ряд орхидей приклеивают два своих пыльника (поллинария) к голове или хоботку насекомого, пьющего нектар. Когда бабочка перелетит на другой цветок, пыльца попадет по назначению.

Часто на лепестках насекомоопыляемых растений имеются специальные указатели – яркие пятнышки, показывающие насекомым путь к нектару. Они становятся заметны лишь к моменту созревания пыльцы и нектарников. К цветку растения, на котором указатели еще незаметны, насекомое не подлетит.

Многие растения привлекают опылителей запахом. Обычно это приятный сладкий запах нектара. Но не всегда. Цветок тропической раффлезии издает запах тухлого мяса, привлекая для опыления падальных мух.

Для растений, опыляемых ветром, характерны следующие признаки:

– невзрачные мелкие цветки, часто собранные в соцветия, но мелкие, малозаметные;
– перистые рыльца и пыльники на длинных свисающих нитях;
– очень мелкая, легкая, сухая пыльца.

Примеры ветроопыляемых растений: тополь, ольха, дуб, береза, орешник, рожь, кукуруза. Деревья, опыляемые ветром, обычно цветут весной, до распускания листьев, которые помешали бы переносу пыльцы.


Искусственное опыление. Человек иногда берет на себя опыление цветков – сам переносит пыльцу с тычинок на рыльце пестиков. Это делают с целью выведения новых сортов и повышения урожайности некоторых растений. Переносят пыльцу кисточкой или кусочком резины.

Подсолнечник – насекомоопыляемое растение. В холодную погоду летает мало насекомых, и тогда на поле выходят люди. Проходя вдоль рядов растений, они проводят мягкой варежкой по поверхности соцветий.

5. Закрепление изученного материала

Работа с инструктивной карточкой.

6. Подведение итогов урока

В конце урока учитель собирает заполненные инструктивные карточки (после их проверки выставляются оценки за работу); выставляет оценки за устную работу на уроке.

Приложение 1.

Образец заполненной инструктивной карточки

Фамилия:
Имя:
Класс:
Вариант:
Оценка:

I. Кроссворд на определение темы урока

II. Заполнить схему, отражающую типы опыления


1. Организационный момент. Приветствие

2. Определение темы урока

1. Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке.
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину.
Из плодов он тверже всех,
Называется . (Орех.)

2. Сам плод душистый и пушистый,
А середка – словно камень. (Персик.)

3. В старой сказке овощ этот
Стал для золушки каретой. (Тыква.)

4. Дольку этого плода
В чай кладем мы иногда,
Ароматней и вкусней
В чашке чай бывает с ней.
Нужен сахара вагон,
Чтоб с улыбкой съесть . (Лимон.)

5. Корнеплод на грядке жил,
Дед себе его растил.
Он такой огромный стал!
В сказку сразу же попал. (Репа.)

6. Весной на деревце – беленькие венчики.
Летом на деревце – красные бубенчики. (Вишня.)

7. Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него как иголки.
Но мы не шипы у него соберем,
Полезных плодов для аптеки нарвем. (Шиповник.)

8. Он почти по форме сердца,
Желто-красный плод у . (Перец.)

Учитель задает ученикам вопросы:

– Какой орган растения играет главную роль при опылении? (Цветок.)

– Какие главные части цветка вы знаете? (Пестик и тычинки.)

– Что находится в тычинках? (В пыльниках – пыльца.)

Вывод: без пыльцы не будет опыления.

3. Постановка познавательной задачи

Цветки многих растений приспособлены к опылению определенными насекомыми. Однажды произошел такой случай: крестьяне засеяли целое поле красным клевером. Все лето клевер ярко цвел, но вскоре к великому огорчению выяснилось, что он не дал семян. Почему так произошло?

Учащиеся говорят, что не произошло опыления клевера. Верно, но почему обычно опыление происходит и клевер дает семена, а на том поле этого не произошло?

Этим случаем заинтересовался Чарлз Дарвин. Он стал расспрашивать крестьян. Крестьяне говорили ему, что для того, чтобы клевер давал семена, нужны кошки. Когда кошек мало, нет и семян. Ученого поразило такое странное объяснение (ведь не кошки же опыляют клевер!), и он стал изучать строение цветков клевера. Оказалось, что опылять их могут только шмели, а у пчел, например, для этого недостаточно длинный хоботок. Главный враг шмелей – полевые мыши, которые поедают их соты. А враги мышей, как известно, – кошки. Значит если нет кошек, то становится мало шмелей: они не опыляют клевер, и он не дает семян.

Вывод: опыление необходимо, чтобы образовались семена. В природе все взаимосвязано.

Учитель показывает муляжи плодов.

4. Изучение нового материала

Опыление – это процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Различают несколько типов опыления:

Самоопыление. При самоопылении пыльца из тычинки попадает на рыльце пестика того же самого цветка. При самоопылении все получаемое потомство очень похоже на родительское растение.

Примеры самоопыляющихся растений: пшеница, рис, овес, ячмень, горох, фасоль, хлопчатник.

А может ли происходить опыление до цветения? Да, может, это парадокс, но порой опыление происходит внутри закрытых бутонов, которые потом могут даже не распускаться.

Перекрестное опыление. При перекрестном опылении пыльца с одного цветка переносится на пестик другого. Образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которые не проявлялись ни у одного из родителей.

Пыльца при перекрестном опылении может переноситься двумя основными способами: с помощью насекомых и ветром.

(По мере изложения следующей информации учащиеся заполняют соответствующую таблицу в инструктивной карточке.)

Для растений, опыляемых насекомыми, характерны следующие признаки:

– крупные одиночные цветки или мелкие, но собранные в хорошо заметные соцветия;
– яркая окраска лепестков или листочков простого околоцветника;
– наличие нектара или аромата;
– крупная, липкая, шероховатая пыльца.

Например, цветки душистого табака, раскрывающиеся в сумерках, белые и крупные, источают сильный аромат, и их легко находят опылители – ночные бабочки. Некоторые растения опыляют только определенные насекомые. Львиный зев и клевер опыляют только шмели. Бабочки хорошо видят алые, красные, ярко-бордовые цветки, а шмели, пчелы и осы – желтые, синие и голубые цветки. Так устроено зрение этих насекомых. Во время цветения фруктовых деревьев в сады привозят ульи. Урожаи после этого повышаются, т.к. пчелы опыляют много цветков.

Как-то раз Чарлз Дарвин, изучая опыление у растений, заметил бабочку с необычными булавовидными придатками на хоботке. Оказалось, что это пыльники орхидеи. Ряд орхидей приклеивают два своих пыльника (поллинария) к голове или хоботку насекомого, пьющего нектар. Когда бабочка перелетит на другой цветок, пыльца попадет по назначению.

Часто на лепестках насекомоопыляемых растений имеются специальные указатели – яркие пятнышки, показывающие насекомым путь к нектару. Они становятся заметны лишь к моменту созревания пыльцы и нектарников. К цветку растения, на котором указатели еще незаметны, насекомое не подлетит.

Многие растения привлекают опылителей запахом. Обычно это приятный сладкий запах нектара. Но не всегда. Цветок тропической раффлезии издает запах тухлого мяса, привлекая для опыления падальных мух.

Для растений, опыляемых ветром, характерны следующие признаки:

– невзрачные мелкие цветки, часто собранные в соцветия, но мелкие, малозаметные;
– перистые рыльца и пыльники на длинных свисающих нитях;
– очень мелкая, легкая, сухая пыльца.

Примеры ветроопыляемых растений: тополь, ольха, дуб, береза, орешник, рожь, кукуруза. Деревья, опыляемые ветром, обычно цветут весной, до распускания листьев, которые помешали бы переносу пыльцы.


Искусственное опыление. Человек иногда берет на себя опыление цветков – сам переносит пыльцу с тычинок на рыльце пестиков. Это делают с целью выведения новых сортов и повышения урожайности некоторых растений. Переносят пыльцу кисточкой или кусочком резины.

Подсолнечник – насекомоопыляемое растение. В холодную погоду летает мало насекомых, и тогда на поле выходят люди. Проходя вдоль рядов растений, они проводят мягкой варежкой по поверхности соцветий.

5. Закрепление изученного материала

Работа с инструктивной карточкой.

6. Подведение итогов урока

В конце урока учитель собирает заполненные инструктивные карточки (после их проверки выставляются оценки за работу); выставляет оценки за устную работу на уроке.

Приложение 1.

Образец заполненной инструктивной карточки

Фамилия:
Имя:
Класс:
Вариант:
Оценка:

I. Кроссворд на определение темы урока

II. Заполнить схему, отражающую типы опыления

Читайте также: