Цветет она по весне красными тюльпанами прорастает золотистым хлебом зеленеет лесами

Обновлено: 08.07.2024

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из главных направлений в работе.

Важное место занимает воспитание в ребенке патриотизма, уважение к историческому наследию своей Родины. Уроки , ориентированные на формирование гражданского самосознания, способствуют углублению знаний учащихся об истории своего Отечества, своем родном крае, причастности к родным истокам, пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.

Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. С детских лет я учу детей уважительно относиться к законам своей страны, основной символике государства.

Тема урока: различение предложений по цели высказывания и интонации.

  • Познакомить учащихся с такими понятиями, как “малая и большая Родина”, через предложения различные по интонации и цели высказывания, способность развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
  • Закреплять умения выделять главные члены и словосочетания в предложении.
  • Формировать орфографическую зоркость, навыки каллиграфического и грамотного письма.
  • Формирование активной любви к Родине, необходимых гражданских качеств. Развивать чувство патриотизма – устойчивое переживание учеником своего положительного отношения к Родине.

Организационный момент.

Сегодня мы поговорим с вами о нашей Родине, ее просторах. Познакомимся с такими понятиями, как “малая и большая Родина”, через предложения различные по интонации и цели высказывания.

Мы гордимся нашей великой Родиной – Россией, ее разнообразной природой, богатыми недрами, в особенности трудолюбивыми и талантливыми людьми, ее населяющими. Что, по-вашему нас всех объединяет? (Все мы – россияне).

Работа по теме урока.

Чистописание.

Сколько предложений в стихотворении?

Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля:
Это – русская природа,
Это – Родина моя!
Вижу горы –исполины,
Вижу реки и моря:
Это – русские картины,
Это – Родина моя!
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья:
Это – русская сторонка,
Это – Родина моя!

Прочитайте. Охарактеризуйте текст. Озаглавьте.

В нашем языке существовало слово росс, которое употреблялось в значении “русский”, “россиянин”. Это слово мы находим в поэтической речи многих поэтов. Вот пример: “Гром победы раздавайся, веселися храбрый росс!” (Г. Державин) “Я истинный росс!” (Н.Некрасов) Зная это, ты всегда можешь проверить словом росс безударную гласную в слове Россия.

Расскажите, о чем говорится в тексте, что вы узнали о правописании слова Россия?

Расскажите какие бывают предложения по цели высказывания.

С какой интонацией можно произнести повествовательное предложение? Вопросительное предложение? Побудительное предложение?

Какие знаки препинания и когда ставятся в конце повествовательных предложений? В конце вопросительных предложений? В конце побудительных предложений?

От чего зависит постановка знаков препинания в конце предложения?

Прочитайте. Напишите слова в цепочке в такой последовательности:

широкое понятие, среднее понятие, узкое понятие.

Родина, россияне, Отчизна

Отечество, Россия, отец.

Красная площадь, Москва, Кремль.

Найдите слова близкие по значению. Составьте предложения с любым из слов.

Повторение изученного материала.

Словарная работа. Сегодня мы узнаем новое словарное слово – запад.

Запад – одна из четырех сторон света, направление, противоположное востоку; часть горизонта, где заходит солнце.

Село Микулино расположено на северо-западе Московской области.

Слово запад произошло от слова западать. Так как в старину говорили о солнце: “солнце западает” (вместо “солнце заходит”). Запад буквально – “место, где солнце “западает” за горизонт”.

  1. Напишите это слово три раза, проговаривая его по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения и разделите на слоги.
  2. Придумайте и запишите предложение с этим словом.
  3. Подберите и запишите однокоренные слова, выделите корень. Объясните значение слов.
  4. Запишите это слово в словарик и запомните.

Словарный диктант. (Коллективная работа).

Назовите одним словом:

  • население государства, жители страны; люди;
  • место, где живет кто-нибудь или находится что-либо, а также надпись на письме, указывающая место назначения и получателя;
  • день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь или чего-нибудь;
  • главный город государства;
  • группа людей, объединенных общей работой, учебой, общими интересами;
  • лиственное дерево с белой корой;
  • человек, совершающий подвиг, необычайно храбрый;
  • злак, зерна которого идут обычно на корм лошадям, птицам, а также на крупу;
  • участок земли, где устроены грядки с овощами;
  • одна из четырех сторон света, направление, противоположное востоку; часть горизонта, где заходит солнце.

(Народ, адрес, праздник, Москва, ученики, береза, герой, овес, огород, запад.)

На доске написаны слова:

наро*, адре*, праз*ник, *осква, уч*ники, б*реза, г*рой, *вес, *г*ро*, запа*.

Прочитайте вслух данные слова. Подробно объясните написание орфограмм в словах.

Определите, какие буквы в них надо написать вместо точек.

Слова для ответа сгруппируйте.

Что объединяет написанные слова между собой?

Какие различия вы видите в данных словах? Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов? Запишите их в алфавитном порядке.

Закрепление пройденного материала.

Расскажите какие бывают предложения по цели высказывания.

С какой интонацией можно произнести повествовательное предложение? Вопросительное предложение? Побудительное предложение?

Какие знаки препинания и когда ставятся в конце повествовательных предложений? В конце вопросительных предложений? В конце побудительных предложений?

От чего зависит постановка знаков препинания в конце предложения?

Определите цели высказывания данных предложений.

Ты, Россия моя,
Золотые края,
Ты, Россия, родная, заветная!

За твою широту,
За твою красоту
Я люблю тебя, Родина светлая!
(С. Островой)

В минуты удачи,
В часы торжества
О чем наши мысли и наши слова?
О Родине, только о Родине.
(Р. Гамзатов)

Чьи это широкие, бескрайние поля?
Чья это такая богатая земля?
Это все – наша родимая земля!

Комментированное письмо.

К словам левого столбила надо подобрать слова, (антонимы) противоположные по смыслу. Работа над смыслом слов.

Внимательно посмотрите на данную запись:

Победа – ? Поражение.
Героизм – ? Трусость.
Патриотизм – ? Подлость .
Старый – ? Новый.
Спасти – ? Погубить.
Родина – ? Чужбина.
Жесткий – ? мягкий.
Храбрый – ? Трусливый.
Город – ? Село , деревня.
Отважный – ? Трусливый, малодушный.
Быстрый – ? Медленный.
Правдивый – ? Лживый.
Лентяй – ? Труженик.
Создать – ? Разрушить.

Работа над пословицами.

О любви к Родине сложили немало мудрых пословиц. Давайте попробуем их объяснить. Много мудрости в пословицах. Но это далеко не все пословицы, которые русский народ сложил о родной стороне.

Составьте из данных частей предложений пословицы.

Родина – мать, что соловей без песни.
Человек без Родины, мать родимая.
На чужбине родная землица умей за нее постоять.
Жить и весна не красна.
На чужой земле Родине служить.
Родина любимая во сне снится.

Найдите в предложениях слово, противоположное по значению слову родина. Запишите предложения в тетрадях.

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выберите подходящую к основной мысли текста пословицу. Введите ее в текст. Напишите, вставляя нужные буквы, раскрывая скобки.

Ровные ряды молодого сосняка тянулись от леса до самой дороги. Мы ехали по степи. Мелкие овражки пересекали ее. Это наша родная земля. Цветет она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом, зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту. Но вот заноет сердце. Ты встретишь на пути заросший окоп или скромный солдатский обелиск. Много их стоит от Дона до Волги. Остановись и поклонись героям. Это благодаря им ты идешь по цветущей земле.

Прочитайте текст, выделяя голосом каждое предложение. Объясните, каким по цели высказывания оно является. С какой интонацией произносится?

Предложения разобрать по частям речи и членам предложения.

Подведение итогов.

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем.

Вы достойно справились со всеми заданиями.

Давайте вспомним, что же мы делали, что нового узнали?

Самое прекрасное слово на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, каждый любит ее, любит место , где он родился и живет, любит родные леса и поля. Человек любит людей, с которыми он живет, любит свой народ.

Берегите Россию – нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без нее нам не жить.
Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть! Родина.е на ссвете елали, что нового узнали?шения к Родине.качеств. ного письма.особность развитию речи, обогащению словарно


1. Прочитайте текст, объясните правописание пропущенных орфограмм.

2. Выпишите из теста предложения, в которых встречаются глаголы 2-го и 3-го лица единственного числа. Выделите в них окончания, укажите спряжение

Ты ед. шь по ст…пи. Мелкие овра…ки перес…кают ее. Цв…тет она по в…сне красными тюльпанами, пр…раста…т з…л…тистым хлебом, з…л…не…т л…сами. Радос…но см…треть на эту кр…соту. Но вот зано…т сер…це. Ты встреча…шь заросший окоп или скромный солдатский обелиск. Ты встреча…шь заросший окоп или скромный солдатский обелиск. Много их ст…ит на пути от Дона до Волги. Остановись, п…клонись г…роям. Это благодаря им ты ж…вешь и идешь по цв…тущей з…мле.

Ты едешь по степи. Мелкие овражки пересекают ее. Цветет она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом, зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту. Но вот заноет сердце. Ты встречаешь заросший окоп или скромный солдатский обелиск. Много их стоит на пути от Дона до Волги. Остановись, поклонись героям. Это благодаря им ты живешь и идешь по цветущей земле.

Ты едешь по степи. Цветет она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом, зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту. Но вот заноет сердце. Ты встречаешь заросший окоп или скромный солдатский обелиск. Остановись, поклонись героям.

Наша станица находится в черте города и поэтому здесь жить очень хорошо. Дышишь свежим воздухом. Весной, нежная молодая зелень покрывает землю. Зацветает сирень, заалеют тюльпаны.

Весеннее солнце заливает всю окрестность. А у нас ведь лес очень красивый. На опушке можно увидеть цветение душистой черемухи.




А как красиво распевают птицы. Глядишь на свою станицу, радостно становится на сердце. Что ещё надо для живого человека, когда такая прекрасная природа! А наша местность ведь необыкновенная. У нас здесь и лес, и река, и поля. Когда едем по полям, мелкие овражки пересекают её. Цветет она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом, зеленеет лесами. Очень радостно смотреть на эту красоту.

И что вы думаете, сегодня пошел у нас снег. Правда быстро расстаял, но все равно великолепен вид зимней природы нашей станицы. Когда падал снег, такой любовью смотрела и любовалась красотою. Так было тихо, и на душе такое спокойствие было, когда медленно, медленно падал снег. И вдруг, в школе звонок на перемену. Дети выбежали, вроде и снег растаял, но они радостные, давай снежками кидаться. Столько веселья и радости было у нашей детворы.

1. Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
2. Местоимения бывают личными
3. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.
4. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

1.Спишите. Выпишите из текста личные местоимения. Укажите их падеж и число.

2. Выполни морфологический разбор выделенных слов

Родная земля

Ровные ряды молодого сосняка тянулись от леса до самой дороги. Мы ехали по степи. Мелкие овражки пересекали её. Это наша родная земля. Цветёт она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом, зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту. Но вот заноет сердце. Ты встречаешь на пути заросший окоп или скромный солдатский обелиск. Много их стоит от Дона до Волги. Остановись и поклонись героям. Это благодаря им ты идёшь по цветущей земле.

Читайте также: