Цвели цветы повсюду на лугу на холме в лесу

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Берёза дерево, воспетое русскими поэтами. (Сущ. в Им. п. — Сущ. в Им. п)

Откладывать дела на потом — портить свою репутацию. (Инф. — Инф.)

Пятью пять — двадцать пять. (Числ. — Числ.)

Ставится тире также при любых комбинациях этих частей речи: инф. — сущ., сущ. — инф., сущ. — числ., числ. — сущ.

Арбуз — это ягода. Бороться — значит побеждать.

Видео

При обобщающих словах

Цепочка однородных членов ПП замыкается тире, если есть обобщающее слово или предложение продолжается.

Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире:

  • На лугу, на холме, в лесу – повсюду цвели цветы
  • О, О, О —

Если однородными членами, стоящими после обобщающего слова, предложение не заканчивается, то после них ставится тире.

  • Повсюду: на лугу, на холме, в лесу – цвели цветы.
  • : О, О, О — …

Обобщающие слова – чаще местоимения (все, всё, ничто, никто) или наречия (везде, нигде).

В особых конструкциях

Тире служит для обособления приложений, определений. Чаще – в конце предложения, но распространенные обособленные члены предложения выделяют и в середине.

Тире при обособлении приложений

Для выделения с двух сторон приложений, имеющих пояснительный характер:

  • Старая доха – большой овчинный полушубок – крепко выручала меня в ту лютую стужу. (С.-М.)
  • Охотиться волку на крупных животных – на лошадей, на рогатый скот, на верблюдов – нельзя без напарников. (Ч.А.)

Чтобы не путать постановку тире в ПП с приложениями и между главными членами, чтобы отличить эти конструкции, попробуйте убрать из предложения то, что стоит после тире. Если предложение потеряло смысл, то тире стоит между подлежащим и сказуемым:

Другие случаи постановки тире в ПП в таблице:

Выделение вводных конструкций

Этот день – если вы не заметили – оказался на редкость неудачным.

Интонационное (неожиданность, контраст)

Схватил сумку – и в кусты! А поезд – о ужас! – опоздал!

Внутренняя связь конструкции

Когда и зачем ставится короткое тире и минус

В таблице приведены примеры использования короткого тире и минуса.

Для числовых интервалов, на письме обозначенных цифрами, используется короткое тире1–2 часа, 1917–1919 год, 11:00–20:00
Для записи математических выражений используется минус5 – 3 = 2
Для обозначения отрицательных чисел используется минусНа улице –5.

Теперь о правильности пробелов:

  • В математических выражениях минус отбивается пробелами.
  • При обозначении отрицательных чисел между минусом и числом пробел не ставим.
  • В остальных случаях короткое тире пробелами не отбивается.

Самая частая ошибка, связанная с короткими тире, — отбивание его пробелами при записи числовых интервалов.

Тире в сложном предложении

Тире в сложном предложении

Между частями сложного предложения обычно ставится двоеточие:

Однако существует тенденция во всех подобных ситуациях использовать тире, а не двоеточие. И современные справочники соглашаются Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник под редакцией В. В. Лопатина , что это не ошибка.

Но если пояснительная часть — это сложноподчинённое предложение, то двоеточие обязательно. Он понял: чтобы выиграть в этом споре, нужно просто в нём не участвовать.

Презентация: Готовимся к ЕГЭ. Задание А 24. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Презентация для 11 класса на тему "Готовимся к ЕГЭ. Задание А 24. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ" по русскому языку. Состоит из 22 слайдов. Размер файла 0.67 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

Презентация: Готовимся к ЕГЭ. Задание А 24. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Готовимся к ЕГЭ. Задание А 24. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ


Слайд 2

Двоеточие в бессоюзном предложении 1. Вторая часть (или несколько частей) сложного предложения раскрывает причину происходящего в первой: 1. Светильники надо беречь (почему?): порыв ветра может погасить их. 2. Архитектура тоже летопись мира (почему?): она говорит тогда, когда молчат и песни, и предания.


Слайд 3


Слайд 4

Двоеточие в бессоюзном предложении 3. Вторая часть дополняет содержание первой, отвечая на вопросы падежей. Я должен помнить (что? или о чем?): печаль пройдет, и снова радость придет.


Слайд 5

Двоеточие в бессоюзном предложении 4. Вторая часть представляет собой прямой вопрос. Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить!


Слайд 6

1. Если не будете поливать растение, оно не сможет развиваться нормально. 2. Когда господа дерутся, у слуг лбы трещат. 1. Не будете поливать растение — оно не сможет развиваться нормально. 2. Господа дерутся — у слуг лбы трещат. Тире в бессоюзном предложении Тире в бессоюзных сложных предложениях обозначает смысловые отношения времени и условия.


Слайд 7

Тире в бессоюзном предложении Тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если части относятся друг к другу по смыслу как действие и его результат. 1. Ударишь ракеткой по мячу — он взлетит. 2. Ударишь по стакану — он разлетится вдребезги. 1. Ударишь ракеткой по мячу (и что будет?) он взлетит. 2. Ударишь по стакану (и что будет?) он разлетится вдребезги.


Слайд 8

Силен Ра - слабы враги. Высок Ра - низки враги. Жив Ра - мертвы враги. Сыт Ра - голодны враги. Напоен Ра - жаждут враги. Вознесся Ра - пали враги. Тире в бессоюзном предложении Тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если между частями существуют отношения противопоставления, противоположности.


Слайд 9

Раздался гром — старухи в ужасе закрестились. Тире в бессоюзном предложении Тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения, вторая часть является следствием того, что произошло в первой.


Слайд 10

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ С ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ

Слово, которое является общим обозначением однородных членов, называется обобщающим. Оно отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены предложения. Всё давало ему перевес над другими: и преклонные лета, и опытность, и сильнейшая всех ненависть к врагам. Поднялась вся нация отмстить за посмеяние прав своих, за позорное унижение своих нравов, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетение, за унию, за позорное владычество жидовства на христианской земле — за всё, что копило и сугубило с давних пор суровую ненависть казаков.(По Н. Гоголю)


Слайд 11

Правила постановкизнаков при обобщающих словах

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие Цветы цвели повсюду: на лугу, на холме, в лесу. О: О, О, О.


Слайд 12

Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире: На лугу, на холме, в лесу — повсюду цвели цветы. О, О, О —О… Если однородными членами, стоящими после обобщающего слова, предложение не заканчивается, то после них ставится тире. Повсюду: на лугу, на холме, в лесу — цвели цветы. О: О, О, О - ….


Слайд 13

Если между обобщающим словом и однородными членами есть слова а именно, например, как-то, то перед ними ставится запятая, а перед однородными членами — двоеточие. Цветы цвели повсюду, а именно: на лугу, на холме, в лесу. О, а именно: О, О, О. О, например: О, О, О. О, как-то: О, О, О.


Слайд 14

Если после однородных членов перед обобщающим словом стоят вводные слова короче говоря, словом, одним словом, то перед ними ставится тире, а после них — запятая. На лугу, на холме, в лесу — одним словом, цветы цвели повсюду. На лугу, на холме, в лесу — короче говоря, цветы цвели повсюду. О, О, О — одним словом, О. О, О, О — короче говоря, О. О, О, О — словом, О.


Слайд 15


Слайд 16

Задание 1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Между Обломовым и Ольгой установились тайные, невидимые для других отношения: всякий взгляд, каждое незначительное слово, сказанное при других, имели для них свой смысл. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, обозначенного во второй части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. 4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.


Слайд 17

Задание 2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Из кармана богослова торчал преогромный рыбий хвост: богослов уже успел подтибрить с воза целого карася. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.


Слайд 18

Задание 3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

А снаружи всё: и оконницы, и коньки, и ворота – оторочено кружевом грубоватой деревянной резьбы. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.


Слайд 19

Задание 4. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Все холостяки, жившие в доме, щеголявшие в козацких свитках, лежали здесь почти целый день на лавке, под лавкою, на печке — одним словом, везде. 1) Тире ставится в неполном предложении вместо сказуемого. 2) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи. 3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.


Слайд 20

Задание 5. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Подрастут лебедята — отец с матерью выведут их сперва на воду, а потом начнут учить летать. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 2) В первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части. 3) Первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части. 4) Во второй части содержится указание на быструю смену событий.


Слайд 21

ОТВЕТЫ Задание 1: 3. Задание 2: 2. Задание 3: 4. Задание 4: 3. Задание 5: 2.


Слайд 22

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении и знаках препинания в нём ; формирование пунктуационных навыков и умений; развитие умений определять значения между смысловыми частями бессоюзных сложных предложений, употребление бессоюзных сложных предложений в своей речи для решения определённых коммуникативных задач, развитие творческих способностей учащихся; воспитание компетентного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: учебные тексты, учебник.

Тип урока: комбинированный

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим работу над бессоюзными сложными предложениями. Наша задача – закрепить основные понятия по данной теме, работать над развитием умения определять значения между смысловыми частями бессоюзных сложных предложений, продолжить работу над развитием умения постановки знаков препинания. Мы говорили о значимости этой темы, о ее месте в итоговой аттестации в 9-11 классах, поэтому каждый ученик должен стремиться максимально проявить себя. В ходе урока будут оцениваться индивидуальные ответы, а также работа каждого на каждом этапе урока. Сумма полученных в течение урока баллов – оценка вашего труда, ваших знаний, которая будет выставлена в конце урока.

ІІ.Работа по теме урока. Актуализация опорних знаний.

2. Слушание 2-3 творческих работ из домашнего задания.

1. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

2. На письме отношения между частями бессоюзного сложного предложения выражаются следующими знаками препинания: запятой, точка с запятой, двоеточие, тире.

3. Запятая ставится, если предложения не связаны по смыслу друг с другом.

4. Точка с запятой ставится в составе бессоюзного сложного предложения в том случае, когда в простых предложениях перечисляются какие-либо однородные явления, события, происходящие одновременно или одно за другим.

5. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится, если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

6. В предложении Я знаю … в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь на месте пропуска необходимо поставить запятую.

ІІІ.Изучения нового материала.

Тире ставится между предложениями, входящими в бессоюзное сложное предложение, в таких случаях:

предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия, например: Проснулся - пять станций убежало назад. (Н. Гоголь) Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (И. Крылов)

содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого, например: Шестнадцать лет служу - такого со мной не бывало. (Л. Толстой)

первое предложение указывает на время действия того, о чём говорится во втором предложении, например: Песенка кончилась - раздались обычные рукоплескания. (И. Тургенев)

первое предложение указывает условие того, о чём говорится во втором, например: Ставнем стукнет - он вздрогнет и побледнеет.

второе предложение (или группа предложений) указывает следствие, вытекающее из того, о чём говорится в первом предложении, например: Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно. (И. Тургенев)

содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго, например: Молвит слово - соловей поёт

2. Работа с текстом. Самостоятельное чтение текста, повторение изученных орфограмм.

Грибы — дары леса

Осени без грибов не бывает. В лесах, на лугах, в огородах - везде осенью набирается не менее двадцати видов только съедобных грибов. Самый многосемейный гриб — настоящий осенний опенок. Во множестве эти грибки повсюду: лепятся по дубовым, ольховым, осиновым, березовым пням, по сухим стволам забираются выше нашего роста, прячутся под полегшей, перепутанной травой, под опавшими листьями. Увидел семейство опят — ищи рядом другие. Собирая опенки, не надо ни помнить, ни соблюдать никаких правил грибной охоты — можно только шляпки резать, можно и с куском пня оторвать всю семью. От этого опенка в лесу не убудет.

Чуть приподняв над собой бугорок, как в уютном моховом гнезде, прячется молоденький рыжичек. Весь в росных каплях, твердый, скользкий; как живого лягушонка, не удержишь в пальцах такой.

Наберется сил, выпрямится, разрывая перепутанную траву. Порвать не удастся - сам себе обломит половинку шляпки и такой ценой освободится.

Из густого зеленого мха торчат разноцветные сыроежки: одни темно-красные, другие телесного цвета. Это не летние недотроги-сыроежки, это упругие, крепкие грибки. У них хватает силенки, чтобы разорвать плотную моховую подушку и вызывающе развернуть яркую шляпку.

Осенние грибы — последний и самый щедрый дар наших лесов.

(178 сл.) (По Л. Семаго.)

3. Беседа о грибах. Чтение вслух и пересказ текста. (Индивидуальная работа) 1 балл. Повторение пунктограмм : знаки препинания при однородных членах, обобщающих словах, тире между подлежащим и сказуемым.

Дефис — орфографический знак, ставится внутри слова, т.е. это его часть. Поэтому он не отбивается пробелами. Примеры случаев, когда ставится дефис (все не перечисляю, потому что их очень много для каждой части речи).

Сложные существительные без соединительных гласных шкаф-купе, купля-продажа, Москва-река
Сложные названия растениймать-и-мачеха
Оттенки цветатемно-серый, ярко-красный
Направления сторон светаюго-запад
Сложные прилагательные, образованные от двух слов, между частями которых можно поставить союз “и”англо-русский, научно-познавательный
Составные фамилии и географические названияРимский-Корсаков, Ростов-на-Дону
Отделяют приставки и суффиксы кое-какой, что-либо, пол-апельсина
Между числами в словесной форме, если по смыслу заменяется на “или”два-три дня, штук семь-восемь
Между цифрой и буквенным наращением10-процентный,3-ярусный

Частая ошибка, связанная с дефисами, — лишние пробелы.

Видео

Видео

Когда и зачем ставится короткое тире и минус

В таблице приведены примеры использования короткого тире и минуса.

Для числовых интервалов, на письме обозначенных цифрами, используется короткое тире1–2 часа, 1917–1919 год, 11:00–20:00
Для записи математических выражений используется минус5 – 3 = 2
Для обозначения отрицательных чисел используется минусНа улице –5.

Теперь о правильности пробелов:

  • В математических выражениях минус отбивается пробелами.
  • При обозначении отрицательных чисел между минусом и числом пробел не ставим.
  • В остальных случаях короткое тире пробелами не отбивается.

Самая частая ошибка, связанная с короткими тире, — отбивание его пробелами при записи числовых интервалов.


В особых конструкциях

Тире служит для обособления приложений, определений. Чаще – в конце предложения, но распространенные обособленные члены предложения выделяют и в середине.

Тире при обособлении приложений

Для выделения с двух сторон приложений, имеющих пояснительный характер:

  • Старая доха – большой овчинный полушубок – крепко выручала меня в ту лютую стужу. (С.-М.)
  • Охотиться волку на крупных животных – на лошадей, на рогатый скот, на верблюдов – нельзя без напарников. (Ч.А.)

Чтобы не путать постановку тире в ПП с приложениями и между главными членами, чтобы отличить эти конструкции, попробуйте убрать из предложения то, что стоит после тире. Если предложение потеряло смысл, то тире стоит между подлежащим и сказуемым:

Другие случаи постановки тире в ПП в таблице:

Выделение вводных конструкций

Этот день – если вы не заметили – оказался на редкость неудачным.

Интонационное (неожиданность, контраст)

Схватил сумку – и в кусты! А поезд – о ужас! – опоздал!

Внутренняя связь конструкции

При обобщающих словах

Цепочка однородных членов ПП замыкается тире, если есть обобщающее слово или предложение продолжается.

Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире:

  • На лугу, на холме, в лесу – повсюду цвели цветы
  • О, О, О —

Если однородными членами, стоящими после обобщающего слова, предложение не заканчивается, то после них ставится тире.

  • Повсюду: на лугу, на холме, в лесу – цвели цветы.
  • : О, О, О — …

Обобщающие слова – чаще местоимения (все, всё, ничто, никто) или наречия (везде, нигде).

Тире в сложном предложении

Между частями сложного предложения обычно ставится двоеточие:

Однако существует тенденция во всех подобных ситуациях использовать тире, а не двоеточие. И современные справочники соглашаются Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник под редакцией В. В. Лопатина , что это не ошибка.

Но если пояснительная часть — это сложноподчинённое предложение, то двоеточие обязательно. Он понял: чтобы выиграть в этом споре, нужно просто в нём не участвовать.

Читайте также: