Что растет без кореньев что цветет без цветка что бежит без повода

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Виды загадок: прямые, загадки-обманки, загадки на образное мышление, математические, логические, юмористические.

Предварительный просмотр:

Работу выполнили: учащиеся 6Ги 6Д класса

(отделение для детей с ОВЗ)

Руководители: Елисеева Т.В,

Цель : 1.познакомиться с разными загадками.

2. узнать, что такое загадка и её предназначение.

- узнать историю появления загадок

Человек начал создавать загадки в глубокой древности.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Появление первых загадок.

Древние загадки – это зеркало души наших предков. Часто они отражали их мистические верования, объяснения природных явлений и вообще всего происходящего вокруг них.

Первобытные люди верили, что природа одушевлена, разумна и враждебна, они боялись природы. Древнему охотнику, земледельцу и скотоводу казалось, что всюду есть добрые и злые существа. В лесу – Леший, в реке – русалки, Водяной, в избе - Домовой. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птица - все понимают человеческий язык.

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. Получается, что в те далёкие времена загадка была основным сводом знаний и сведений человека о внешнем мире. У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды рассказывают нам о том, как не отгадавшие загадок расплачивались жизнью.

Человек при помощи загадок боролся с силами природы в мифологических образах, таких как русалки и другие сверхъестественные существа. Чтобы овладеть этими мифическими существами, человек пытался разгадать их загадки. У славян существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие:

Что растёт без коренья? (Камень);

Что цветёт без цветка? (Папоротник);

Что бежит без повода? (Вода).

Ну а в русских народных сказках очень часто встречается такая картина, когда царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.

Итак, из сказок мы знаем, что загадка была средством к существованию, умение героев отгадывать загадки делало их в конце сказки знатными, богатыми людьми.

Значение слова - ЗАГАДКА

Загадки любят все: и взрослые и дети. А что такое загадка? Само слово "загадка" образовано от слова "гадать" , которое означало "думать" , "размышлять" .

Загадка – это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

Мудреными словами описывается какой-либо предмет, который необходимо разгадать. Для формирования интеллекта загадки имеют очень большое значение. Загадки дают большую пользу для мозга, помогают расширить кругозор, научиться наблюдать и на предмете, который нужно отгадать, сосредотачивать внимание. Нужно иметь знания и иметь представление о многих предметах, чтобы отгадать загадку.

Вот, оказывается, какая интересная история у загадки. Окунитесь в этот мир – и она не даст вам скучать!

Египетские пирамиды – это одно из семи чудес света. Так в древности называли необычные творения человеческих рук, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения. Учёные до сих пор спорят о том, как же возводились эти огромные сооружения. Высота пирамиды Хеопса, в объёме которой свободно мог поместиться любой европейский собор - около 147 метров. Длина каждой её наклонной стороны около 235 метров, площадь основании 55000 квадратных метров. Для постройки пирамиды Хеопса потребовалось 2300000 каменных кубов, весом 2 тонны каждая. Блоки эти были плотно пригнаны друг к другу, что между ними не просунешь и иголку. Строили пирамиду Хеопса 20 лет, дорогу для доставки каменных глыб из каменоломен на берегах Нила – 10 лет. Прочность пирамиды Хеопса изумительная. За 47 веков у пирамиды оказалась поврежденной лишь верхушка.

О загадочных творениях человеческих рук – чудесах света, вы можете прочитать в интернете или вот в таких книгах. И, оказывается, что чудес таких намного больше.

Вернемся к загадке словесной. Предметом своих загадок народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа — таков основной тематический круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадках.

Загадки бывают разные: прямые, загадки-обманки, загадки на образное мышление, математические, логические, юмористические и другие. Они учат нас быть внимательными и активными, развивают наше воображение и любознательность, тренируют память и просто веселят.

  1. Прямые загадки , в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Ответ: замок.

Не обязательно в загадке загадан только один предмет. Может быть и четыре совершенно разных: Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит.
Ответы: (Солнце, туча, река, сердце).


2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.

Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это .
Мишка Белка *

В порту разыгралась буря. Корабль плывет к нему, ориентируясь на маяк. Маяк то потухнет, то погаснет. Доплывет ли корабль до причала?
Ответ: (Нет, потому что маяк то потухнет, то погаснет, в общем, не работает).

3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
Примеры:
Что можно приготовить, но нельзя съесть?
Ответ: (Уроки).

Назовите пять разных дней, не называя ни чисел (1, 2, 3. ) и не названий (понедельник, вторник, среда. ).
Ответ: (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:

5. Юмористические загадки обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.

Пример:
Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?
Ответ: Квадратный бело-зеленый летающий арбуз!

В наше время загадки не утратили своей популярности. Они привлекают внимание многих детских поэтов, которые сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются, а лучшие из них становятся настоящими народными загадками, иногда приспосабливаясь для устного загадывания. Вот, например, загадку о пиле:

"Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб"

знают все и воспринимают ее как народную. А ведь ее сочинил известный детский писатель С.Я.Маршак. И хотя большинство из них возникло давно, многие воспринимаются как современные. А многие современные авторские загадки воспринимаются нами как народные.

Вот, оказывается, какая интересная история у загадки. Окунитесь в этот мир – и она не даст вам скучать!

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.

Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить сложную мыслительную операцию.

Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории (из опыта работы учителя).

Проектно-исследовательская деятельность на уроках являлась до недавнего, времени, педагогическим новаторством. Преимущество отдавалось традиционным урокам. Конечно, нельзя говорить о том, что на совре.


Проектно- исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания

Статья "Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания" Из опыта работы.


Формирование патриотического самосознания старшеклассников на уроках истории методом проектно-исследовательской деятельности

эта работа является итовой работой в рамках именного образовательного чека в курсе: Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования.


Использование проектно-исследовательской деятельности в изучении истории родного края

В статье подводятся итоги создания исследовательских проектов по изучению истории Дивеевского района.

Сегодня набирают силу новые критерии оценки качества образования, учитывающие динамику развития каждого обучающегося.В таких условиях наиболее успешными становятся люди, которые могут пред.


Внеурочная проектно-исследовательская деятельность обучающихся, как фактор развития основных учебных компетенций при изучении истории и обществознания

Особенности организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Её влияние на развитие сновных учебных компетенций при изучении истории и обществознания.


Проектно-исследовательская работа "История появления загадок"

Проект реализован учащимися с легкой и умеренной степенями умственной отсталости 5-х – 10-х классов при изучении в рамках предметов математика и чтение и развитие речи, в общеобразовательной шко.

Загадки. История появления загадок. Использование загадок для развития детей

Мы расскажем вам историю появления загадок, а также где можно использовать загадки.

Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода — охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. Получается, что в те далёкие времена загадка была основным сводом знаний и сведений человека о внешнем мире. У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды рассказывают нам о том, как не отгадавшие загадок расплачивались жизнью.

У славян тоже существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие:

да что растёт без коренья? (Камень);

да что цветёт без цветка? (Папоротник);

да что бежит без повода? (Вода).

В русских народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Подруги невесты загадывали жениху и дружке жениха трудные загадки и не пускали их в избу к невесте до тех пор, пока не получали правильного ответа. Ну а в русских народных сказках, вы и сами это уже хорошо знаете, царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.

Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа — таков основной тематический круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадках.

Загадки, предложенные на нашем сайте, подобраны по темам. Загадки можно использовать на уроках чтения, природоведения и ознакомления с окружающим миром. Конкурс на лучшего знатока загадок может стать частью КВНа, школьного праздника или экскурсии в природу. Загадки вносят в любое мероприятие весёлый дух соревнования, к тому же расширяют кругозор, развивают речь, любознательность, помогают стать наблюдательными, тренируют внимание и память. Мы предлагаем вам старинные русские загадки и те, которые придуманы известными детскими писателями совсем недавно.

ЗОЛОТОЙ ВЕНОК

Жила-была крестьянская дочь Машенька. Осе­нью пришли для неё радостные дни — с любимым Иваном гулять, свадьбу играть. А чтобы на свадьбе себя украсить, отправилась Маша в поле — на голо­ву венок совивать. По полю она ходила, редкие цве­ты находила, срывала и в рукав покладывала. Из рукава брала и венок голубой плела. Вдруг откуда взялись — буйный Ветер, шибкий Вихорь и дробный Дождь. Схватили у Маши свадебный венок с голо­вы, с русой косы, и понесли венок по чистому полю, по'сырому бору да бросили-пустили в синее море. Пошла Маша, заплакавши.

Навстречу ей идут три славных молодца. Оста­новились они и спрашивают:

— Здравствуй, красная девица! Куда идешь?

— Я иду, свой венок ищу,—отвечает Маша.

— Отгадай наши загадки, и мы твой венок найдём.

Согласилась Маша на этот уговор-условие. Вот

добрые молодцы и загадывают:

Что без огня горит?

Что чаще лесу?

Что шумит без приметы?

Что бежит без прогону?

Что цветёт без расцвету?

Что растет без коренья?

Что в воде лежит да не тонет?

Не долго думала Маша, отгадала все загадки, рассказывала:

Солнце без огня горит.

Звёзды на небе чаще лесу.

Ветер шумит без приметы.

Вода бежит без прогону.

Ель цветёт без расцвету.

Камень растёт без коренья.

Тень в воде лежит да не тонет.

— Добро-хорошо отгадала ты наши загадки, — говорят молодцы. — А знаешь ли ты, красная деви­ца, кто мы такие, куда идём и что делаем?

— Нет,— отвечает Маша.

— Мы — сыновья матушки Осени: буйный Ве­тер шибкий Вихорь и дробный Дождь. Мы наперед матушки идём, дорогу метём. По дубравам ходим-гуляем, деревья раздеваем, цветьё да листье сры­ваем в землю зарываем. Это мы у тебя свадебный венок унесли. Да за твою смекалку, догадливость мы венок тебе принесём.

Пошли Ветер, Вихорь и Дождь и скоро принесливенок.

Только Маша надела его на голову, на русую косу, как вдруг венок голубой стал золотой. Так матушка богатая Осень её наградила — свадебным подарком.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Загадки

Описание презентации по отдельным слайдам:

Загадки


История появления загадок Загадки появились очень давно и всегда были проверк.

История появления загадок Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправ.

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода — охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. Получается, что в те далёкие времена загадка была основным сводом знаний и сведений человека о внешнем мире. У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды рассказывают нам о том, как не отгадавшие загадок расплачивались жизнью.

У славян тоже существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадав.

У славян тоже существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие: да что растёт без коренья?; да что цветёт без цветка?; да что бежит без повода?. В русских народных свадебных обычаях вплоть до 19 века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Подруги невесты загадывали жениху и дружке жениха трудные загадки и не пускали их в избу к невесте до тех пор, пока не получали правильного ответа. В русских народных сказках царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.

Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он пос.

Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа — таков основной тематический круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадках.

Загадки придумывают люди и по сей день. Это очень увлекательное занятие — поп.

Читайте также: