Число частей цветка кратно трем сетчатое жилкование

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Соотнесите признак с классом цветковых растений.
1)стержневая корневая система
2)листья только простые
3)число частей цветка кратно четырём или пяти
4)простой околоцветник
5)мочковатая корневая система
6)сложный околоцветник
7)листья простые или сложные
8)число частей цветка кратно трём
9)сетчатое жилкование
10)параллельное или дуговое жилкование

а)класс Двудольные
б)класс Однодольные

У растений, животных, грибов, бактерий есть плазмалемма, цитоплазма, наследственный материал в виде хромосом, рибосомы, включения. У эукариот (всех, кроме бактерий) есть митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, ядро.
Отличия: у растений есть клеточная стенка из целлюлозы, у бактерий-из муреина, у грибов-из хитина, у животной клетки ее нет, есть слой гликокаликса.
у растений есть пластиды (хлоропласты, лейкопласты, хромопласты) , клеточный центр у всех, кроме низших растений отсутствует, у грибов и животных он есть.
У растений вакуоли с клеточным соком, у других отсутствуют, только у одноклеточных животных могут быть сократительные и пищеварительные вакуоли, у бактерий-газовые.
Запасной углевод у растений-крахмал, у животных и грибов-гликоген.
Клетки животных и бактерий могут иметь реснички и жгутики, редкое исключение-зооспоры у растений-тоже.
У бактерий нет вообще никаких мембранных органоидов, вместо них впячивания плазмалеммы внутрь цитоплазмы-мезосомы. Одна кольцевая молекула ДНК (нуклеоид) , плазмиды-маленькие молекулы ДНК, фимбрии, Ну и главное, нет ядерной мембраны, а значит и ядра.

В прошлом году вы уже познакомились с основными группами растительного царства и узнали о развитии мира растений.

Для большего удобства ученые проводят классификацию живых организмов по группам, имеющим сходные признаки.

Этим занимается отдельный раздел биологии - систематика.

В данном уроке мы изучим систематику растений и познакомимся с двумя классами цветковых.

Основы систематики растений

Систематика изучает распределение отдельных видов растений по группам.

Систематика

Вид - это совокупность сходных по строению и жизнедеятельности особей, способных оставлять после себя плодовитое потомство, похожее на родителей.

Вид представляет общую, самую мелкую единицу классификации растительного мира, хотя на практике выделяют и подвиды, а также разновидности.

Классификацию растений можно наглядно представить в виде дерева с нисходящими ветвями:

  • на каждой развилке такого дерева находится определенная группа растений, имеющая свое название
  • верхние группы более общие и многочисленные объединяют все подгруппы на нисходящих ветвях

Классификация растений

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


В качестве примера можно сравнить дерево систематической классификации со структурой хранения файлов на компьютере.

Последовательность вложенных папок передает ветвление дерева, а файлы можно сравнивать с видами - основной единицей классификации.

Только должно выполняться одно условие: все файлы (виды) должны быть распределены по конечным папкам, то есть вид не может располагаться на одном уровне со вложенными папками.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Таксоны и принцип их иерархии

Таксоны - это систематические группы живых организмов, имеющие общие признаки или родство.

Таксоны находятся в четкой иерархии.

Основные иерархические единицы в систематике растений - это:

Пирамида

Для таксонов характерно следующее:

  • Каждый таксон может содержать по нескольку подчиненных таксономических единиц, но сам принадлежит только одному вышестоящему таксону
  • На каждом последующем уровне при движении от вида к царству уменьшается число сходных признаков между членами каждого таксона. Например, число сходных признаков у растений, принадлежащих к одному роду, больше, чем у растений, объединенных в семейство или порядок

Помимо основных, перечисленных выше таксономических единиц, между ними по мере надобности могут вставляться промежуточные:

  • подотделы
  • подклассы
  • серии
  • секции и т.д.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Деление живых организмов на таксоны определяется не только их общими признаками. Идеальная систематическая классификация должна основываться на родстве разных групп организмов между собой.

Таким образом, систематика как отдельный раздел биологии, дает ученым пищу для размышлений об эволюции живых организмов и происхождении видов путем естественного отбора, о чем писал известный английский ученый Чарльз Дарвин еще в XIX веке.

Систематика растений

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Основные группы Царства Растений

Современная ботаническая классификация в большей степени учитывает родство живых организмов, чем все предыдущие.

В отдельные царства выделены:

ботаническая классификация

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


До сих пор на Земле ученые находят и описывают новые виды растений.

В разных группах растений неодинаковое число видов.

По данным 2010 года всего описано около 320 тысяч видов царства растений.

Из них примерно 280 тысяч- цветковые.

Одна из самых малочисленных групп в ботанической классификации- хвощи, в ней насчитывается всего 15 современных видов.

Хвощ полевой - представитель одного из самых малочисленных отделов растений:

Хвощ полевой

Царство растений представлено следующими подцарствами:

  • настоящие водоросли
  • красные водоросли
  • высшие растения

В подцарстве высших растений выделяют две группы:

  • высшие споровые растения
  • семенные растения

Растения, которые размножаются спорами делят на отделы:

А растения, которые размножаются семенами на два отдела:

  • голосеменные
  • покрытосеменные или цветковые

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


По старой классификации в растительном царстве выделяли две большие группы: низшие и высшие растения.

Низшими считались организмы, чье тело представляло собой одноклеточное или многоклеточное слоевище.

Сюда относили бактерии, грибы, лишайники, водоросли.

Тело высших растений расчленено на отдельные органы и,, как правило, имеет стелу.

Эта группа в целом сохранилась и в современной классификации.

Ученые, занимающиеся систематикой, постоянно дорабатывают классификацию растений.

Кроме описанной выше, существуют и альтернативные классификации, которые могут лучше передавать родственные отношения между отдельными группами растительных организмов.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Классы цветковых растений

Среди покрытосеменных или цветковых растений выделяют два больших класса:

Основной определяющий признак, по которому эти классы различаются, это количество семядолей у зародыша семени:

  • у однодольных- одна семядоля
  • у двудольных- две

Семядоли обычно очень крупные по сравнению с остальными частями зародыша.

Они обеспечивают прорастающий зародыш питанием, пока он не начнет фотосинтезировать.

На фотографии ты видишь прорастание двудольных растений:

прорастание двудольных растений

А здесь прорастание зерен пшеницы (однодольное растение):

прорастание зерен пшеницы

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


По современным представлениям сначала на Земле возникли двудольные растения, а из их первых примитивных форм образовались однодольные в результате редуцирования одной из семядолей.

По общему количеству и числу семейств двудольные значительно превышают группу однодольных растений.

Они же синтезируют большее количество разнообразных веществ, многие из которых имеют практическое значение.

Кроме количества семядолей названные два класса цветковых растений различаются и по другим признакам.

Для двудольных в большей степени характерно:

  • сетчатое жилкование листьев
  • наличие стержневой корневой системы
  • кольцевое расположение проводящих пучков в стебле
  • двойной околоцветник и 4 или 5 лучевая симметрия цветка

Для однодольных такими признаками могут являться:

  • параллельное или дуговое жилкование листьев
  • мочковатая корневая система
  • проводящие пучки в стебле разбросаны
  • простой околоцветник, число лепестков кратно 3

Но перечисленные признаки не дают возможности точно определить принадлежность растения к тому или иному классу, так как бывают исключения и для точной классификации, в первую очередь, необходимо изучить строение семени растения.

Основные признаки, по которым различаются однодольные и двудольные растения

Параллельное или дуговое

Кольца из проводящих пучков

Проводящие пучки разбросаны

Число частей цветка

Простой (нет деления на чашечку и венчик)

Жизненные формы растений

Все жизненные формы:

Деревья, травы, кустарники, кустарнички, полукустарники

В основном травы

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Значительный вклад в развитие систематики растений внес шведский ученый-естествоиспытатель Карл Линней (1707—1778).

Он предложил собственную систему цветковых растений и окончательно утвердил в биологии бинарную номенклатуру.

Согласно ей, каждый вид растений всеми ботаниками мира обозначается двумя латинскими словами.

Первое (пишется всегда с большой буквы) обозначает род растения, второе (пишется всегда с маленькой буквы) - видовой эпитет.

Например, два различных вида колокольчика обозначаются следующим образом:

колокольчик персиколистный- Campanula persicifolia

колокольчик широколистный- Campanula latifolia

Если вид описывается впервые, после названия на латыни указывается сокращенное имя автора систематического описания.

Система растений, предложенная К.Линнеем была очень прогрессивной для своего времени, но ее основной недостаток в том, что она была искусственной, так как основывалась исключительно на половых признаках: строении цветков, числе тычинок и пестиков.

Данные признаки используются и в современной систематике, но сегодня классификация учитывает значительно больше признаков, по которым растения похожи друг на друга.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Деятельность учащихся осуществляется по следующему алгоритму:

написание учащимися варианта проверочной работы;

сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями;

самооценка собственной деятельности учащихся;

организуется обсуждение типовых затруднений; проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения (например, определение признаков двудольных растений по рисунку);

особое внимание следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.

Таким образом, реализуются принципы системно-деятельностного подхода, который является методологической основой построения уроков по ФГОС.

Биология, 6 класс

1. К какой самой крупной систематической группе относятся Растения?

А) Вид Б) Семейство В) Царство Г) Класс

2. К какому классу относится растение, плод и семена которого изображены на рисунке?


3. Какое растение имеет мочковатую корневую систему?

А) Пшеница Б) Подсолнечник В) Берёза Г) Одуванчик


4. Укажите растение, которое имеет листья с дуговидным жилкованием.

5. Назовите растение. Выберите из списка 3 признака, характерные для изображённого растения.


А) У зародыша 2 семядоли.

Б) Зародышевый корешок рано отмирает.

В) Проводящие пучки рассеяны равномерно.

Г) Корневая система стержневая.

Д) Проводящие пучки расположены по кругу.

6. Из перечисленных растений (горох, картофель, тюльпан, капуста) выбери однодольное растение и обоснуй свой выбор, указав не менее 4 признаков.

1. К какому классу относится растение, изображённое на рисунке?


2. Назовите самую мелкую систематическую группу, к которой могут принадлежать Растения?

А) Царство Б) Род В) Вид Г) Класс

3. Какое растение имеет стержневую корневую систему?

А) Кукуруза Б) Пшеница В) Тюльпан Г) Морковь

4. У какого растения сетчатое жилкование?


5. Назови растение. Выберите из списка 3 признака, характерные для изображённого растения.


А) Корневая система мочковатая.

Б) Число частей цветка кратно трём.

В) Листья с сетчатым или пальчатым жилкованием.

Г) У зародыша одна семядоля.

Д) Число лепестков и чашелистиков кратно кратно пяти или четырём.

6. Из перечисленных растений (чеснок, фасоль, тюльпан, лилия) выбери Двудольное растение и обоснуй свой выбор, указав не менее 4 признаков.

1. В (1 балл), 2. Б (1 б.), 3.А (1 б.), 4. Б (1 б.)

5. Одуванчик лекарственный. А, Г, Д. (4 б.)

6. К однодольным относится тюльпан. У него мочковатая корневая система, дуговое жилкование листьев, в семени одна семядоля, число частей цветка кратно 3. (5 б.)

1. А (1 б.), 2. В (1 б.), 3. Г (1 б.), 4. Б (1 б.)

5. Ландыш майский. А, Б, Г. (4 б.)

6. К Двудольным относится фасоль обыкновенная. У неё стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, в семени 2 семядоли, число частей цветка кратно 5. (5 б.)

Источники информации

Презентация на тему: " Отдел Покрытосеменные (Цветковые растения) Класс Двудольные 1.Две семядоли 2.Сетчатое жилкование листьев 3.Двойной околоцветник 4.Стержневая корневая система." — Транскрипт:

1 Отдел Покрытосеменные (Цветковые растения) Класс Двудольные 1. Две семядоли 2. Сетчатое жилкование листьев 3. Двойной околоцветник 4. Стержневая корневая система Класс Однодольные 1. Одна семядоля 2. Дуговое или параллельное жилкование листьев 3. Простой околоцветник 4. Мочковатая корневая система

2 Класс Двудольные Семейство Крестоцветные Семейство Бобовые Семейство Пасленовые Семейство Розоцветные

3 Семейство Крестоцветные Жизненная форма: травы Соцветие: кисть Плод: стручок или Стручочек Формула цветка: Ч 4 Л 4 Т 4+2 П 1

4 Семейство Пасленовые Формула цветка: Ч(5) Л(5) Т5 П1 Плод: ягода (томат, паслен), коробочка (петуния, табак) Значение: пищевое, лекарственное, декоративное Паслен черный петуния картофель

5 Семейство Бобовые Формула цветка: Ч(5)Л(2)+2+1Т(9)+1П1 Плод: боб Значение: пищевое, декоративное, лекарственное фасоль клевер люпин

6 Семейство Розоцветные Цветок: особенность – разросшееся цветоложе Ч 5 Л 5 Т о П о или Ч5Л5ТоП1 Плоды: яблоко, многорешек, костянка

7 Класс Однодольные Одна семядоля Дуговое или параллельное жилкование листьев Околоцветник простой Мочковатая корневая система Семейство Злаки Семейство Лилейные

8 Семейство Злаки пырейрожькукуруза

9 тимофеевка сахарный тростник ячмень

11 Признаки Жизненная форма – травы Соцветие: сложный колос, метелка, початок Формула цветка: О(2)+2 Т3 П1 Плод - зерновка пшеница

12 Семейство Лилейные тюльпан

13 лилия ландыш гиацинт

15 Признаки Жизненная форма – травы Формула цветка: О6 Т6 П1 Плод – коробочка (тюльпан), ягода (ландыш). вороний глаз

Читайте также: